Берлинская картинная галерея – сокровищница европейской живописи

Берлинская картинная галерея – сокровищница европейской живописи

Берлинская картинная галерея может быть упомянута в числе самых знаменитых и популярных достопримечательностей столицы Германии. Многие настоящие ценители искусства рекомендуют к посещению этот музей, так как здесь собрана одна из лучших коллекций работ европейских художников XIII-XVIII веков.

История создания Берлинской галереи

Художественная галерея впервые открыла свои двери для посетителей практически 2 столетия тому назад. В 1830 году она была размещена при Королевском музее, а основой экспозиции стало собрание картин, начало которому положил король Пруссии Фридрих І Вильгельм. Далее коллекционирование продолжил его наследник Фридрих Великий.

Первым директором музея стал новатор Густав Фридрих Вааген. Благодаря ему коллекция живописи была значительно расширена и систематизирована согласно научным критериям.

С 1890 по 1929 год пост директора занимал Вильгельм фон Боде. Будучи историком искусства и обладая тонким чувством вкуса, он упорядочил работы и пополнил собрание знаковыми полотнами. Главная его заслуга – это основание меценатского общества, существующего с 1897 года вплоть до настоящего момента.

В 1904 году галерею переместили в нововозведённый Музей Боде. Но вследствие военных действий во время Второй мировой войны, сооружение было частично разрушено, а сотни работ утрачены. Разграничение Берлина стеной разделило и коллекцию на две части. Лишь в 1998 году состоялось грандиозное событие – собрание воссоединили и разместили в центре Культфорум.

Произведения искусства Берлинской картинной галереи

В Берлинской картинной галерее собраны произведения, принадлежащие к разным эпохам и течениям искусства. Здесь хранятся как картины собственных фондов, так и временного пользования. Музей разделён на 10 основных отделов, где выставляются картины немецкой, нидерландской, фламандской, итальянской, испанской, французской и английской живописи.

Экспозиция полотен немецких мастеров считается лучшей и самой полной не только в масштабах Европы, но и мира.

Особого внимания заслуживают работы Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна, Конрада Вица, которые представляют эпоху Готики и Ренессанса.

Второе место по численности и значимости занимают работы нидерландских художников XIV-XVII веков и итальянских XIII–XVI столетий. Предметами особой гордости музея являются зал Рембрандта октагональной формы, вмещающий более 16 работ мастера, и зал Рафаэля, в котором представлены пять Мадонн.

В галерее можно увидеть шедевры изобразительного искусства живописцев-итальянцев эпохи Позднего Средневековья и Возрождения: Джотто ди Бондоне, Тициана и Фра Анджелико.

Особенно впечатляют картины всемирно известного нидерландского художника Питера Брейгеля, который придавал значение прорисовке деталей.

Представленные работы разнообразные и захватывающие, потому, посетив музей, вы получите массу приятных впечатлений и насладитесь культурным наследием прошлого. Берлинская галерея отличается особой атмосферой, которая не только принесёт эстетическое удовольствие, но и поспособствует близкому знакомству с искусством живописи.

График работы и стоимость экскурсионного билета

Берлинская картинная галерея принимает посетителей со вторника по воскресенье, понедельник – выходной. График работы отличается в зависимости от дня недели:

  • Во вторник, среду и пятницу она открыта с 10.00 до 18.00.
  • В четверг часы работы более продолжительны – с 10.00 до 20.00.
  • В субботу и воскресенье рабочий день галереи начинается в 11.00 и заканчивается в 18.00.

Стоимость билета для посещения картинной галереи 10 €, цена льготного билета в два раза меньше – 5 €. Туристы, которые намерены посетить все выставки в Культфоруме, могут значительно сэкономить и приобрести общий билет за 12 €, не покупая билеты для каждой экспозиции культурного центра отдельно.

Официальный сайт , посвящённый государственным музеям Берлина, имеет англоязычный и упрощённый немецкоязычный интерфейс, предоставляет жителям и посетителям города детальную информацию обо всех выставках, которые проходят в городе и стоимости входных билетов на них.

Как добраться к Берлинской картинной галерее

В зависимости от того, в какой части Берлина вы находитесь, к музею можно добраться на метро, автобусе или электричке. Картинная галерея расположилась в культурном центре Культфорум, расположенном к западу от Потсдамской площади. Точный адрес: Matthäikirchplatz 8, Berlin.

Если вы добираетесь на метро, то необходимо найти линию U2 и ехать до станции Potsdamer Platz. К галерее можно доехать автобусами:

  • M29 до остановки Potsdamer Brücke;
  • M41 до остановки Potsdamer Platz Bahnhof / Voßstraße;
  • M48 либо M85 до остановки Kulturforum;

Также к достопримечательности едут городские электрички S1, S2, S25, выйти нужно на той же остановке Potsdamer Platz.

Известные галереи Германии

Художественные галереи Берлина дают возможность стать более одухотворённым, возвышенным и прикоснуться к прекрасному.

В столице находится Национальная галерея, которая представляет собой собрание произведений искусства и зданий. Эти художественные музеи, исторические и архитектурные ансамбли демонстрируют течения и стилевые направления XIX–XXI веков.

Национальная галерея Берлина включает в себя: Старую и Новую национальные галереи, Фридрихсвердерскую церковь, собрание Берггрюна, Гамбургский вокзал и собрание Шарфа-Герстенберга.

Немецкой галереей, которую приравнивают по значимости к Лувру и Московскому изобразительному музею, является знаменитейшая Дрезденская галерея, известная под названием Галерея старых мастеров.

Она прославилась тем, что здесь хранятся шедевры «Сикстинская Мадонна» Рафаэля и полотно «Шоколадница» Жана-Этьена Лиотара.

В Дрезденской галерее стоит посетить оружейную выставку и экспозицию фарфора.

Заключение

Посещение Берлинской картинной галереи – отличный способ сочетать приятное и полезное времяпровождение. Это позволяет расширить свои познания о культурных ценностях былых эпох, художественных стилях и ходе исторических событий.

7 Берлинская картинная галерея Зачарованный живописью хранитель музеев: Видео


Берлинская картинная галерея (Berliner Gemäldegalerie)

Берлин: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Берлина
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (252)
    • Музеи (62)
    • Аэропорты (2)
    • Магазины и ТРЦ (18)
    • Храмы, соборы, мечети (21)
    • Зоопарки (2)
    • Парки развлечений (5)
    • Замки, дворцы (6)
    • Парки (15)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (1)
    • Галереи (5)
    • Клубы, концертные площадки (17)
    • Театры (7)
    • Фестивали, праздники, шоу (14)
    • Рестораны и кафе (11)
    • Рынки (4)
    • Фонтаны (3)
    • Площади (3)
    • Клиники (1)
    • Небоскребы (10)
    • Пивные (1)
    • Озера (1)
    • Мосты (1)
  • Забронировать отель в Берлине
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Берлина
  • Советы о Берлине
  • Вопрос-ответ

Метро U2 (Potsdamer Platz)
Автобус M29 (Potsdamer Brücke); M41 (Potsdamer Platz Bhf / Voßstraße); M48, M85 (Kulturforum); 200 (Philharmonie)
Городская электричка (S-bahn) S1, S2, S25 (Potsdamer Platz)

Берлинская картинная галерея (нем. Berliner Gemäldegalerie) является одним из ведущих художественных музеев Европы. Галерея располагается в здании Культурного форума, недалеко от Потсдамской площади в Берлине.

Первоначально Картинная галерея Берлина была открыта в Королевском музее у парка Люстгартен, в здании сегодняшнего Старого музея, и была первым собранием Музейного острова. C ее открытием, которое состоялось в 1830 году, началась вся история музеев в Берлине.

Основу коллекции музея составили собрания искусства курфюрстов и Фридриха Великого в XVII — XVIII веках.

Международную известность Берлинская картинная галерея получила благодаря своему многолетнему директору, историку искусств Вильгельму фон Боде. Фон Боде обладал не только прекрасными знаниями во всех областях искусства, но и необходимыми связями в профессиональной среде и в высших слоях общества, что позволило ему совершать значительные приобретения для музея.

В результате фонды Берлинской картинной галереи стали одними из лучших в мире, с почти полным собранием европейской живописи, начиная с XIII столетия.

В 1904 году галерее становится тесно в стенах старого музея, и она переезжает в здание Музея Карла Фридриха (Kaiser Friedrich-Museum), нынешнее название которого — Музей Боде (Bode-Museum), так как новый музей на Музейном острове был задуман как музей эпохи Ренессанса.

Во время Второй мировой войны музей был разрушен, более 400 полотен сгорело. Части коллекции размещались в различных музеях.

В 1998 году Берлинская картинная галерея въехала в новое здание на Культурфоруме (Kulturforum). Это здание было специально спроектировано для галереи, две части которой снова объединились вместе с объединением Германии. В перспективе, однако, планируется переезд галереи в здание Музея Боде. Часть коллекции картинной галереи уже размещена там.

Новый Культурный форум имеет полукруглую форму. В центре здания располагается фойе с двумя рядами колонн, плоским сводом и стеклянными куполами, украшенными фонтаном американского скульптора Уолтера-Де Марии.

Осмотр Берлинской картинной галереи проходит через 72 зала и кабинета, протяженностью в два километра. Все отделы составлены в хронологическом порядке написания работ и сгруппированы по школам живописи. То есть Берлинская картинная галерея является единственной в своем роде наглядной энциклопедией истории искусства.

Произведения Берлинской картинной галереи

Основа собрания галереи — немецкая и итальянская живопись XIII — XVI веков, а также голландская живопись XV и XVI столетий.

В Берлинской картинной галерее представлены работы великих итальянских живописцев Джотто, Тициана, Фра Анжелико, Рафаэля, старых немецких мастеров, таких, как Лукас Кранах, Конрад Виц, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн, Ганс Балоун Грин, фламандских мастеров Ян ван Эйк, богатые на детали полотна Питера Брейгеля.

Работам Рембрандта посвящен центральный зал музея. И не случайно — 16 полотен мастера, представленных здесь, считаются одними из самых значительных произведений Рембрандта.

В залах Берлинской картинной галереи представлено около тысячи шедевров мировой живописи.

Вот только небольшой список примеров:

  • «Амур — победитель» Микеланджело Караваджо,
  • «Этьен Шевалье и святой Стефан» Жана Фуке,
  • «Моисей, разбивающий святые скрижали» Рембрандта,
  • «Портрет Симонетты Веспуччи» и «Портрет Джулиано Медичи» Сандро Боттичелли,
  • «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля,
  • «Св. Иоанн на Патмосе» Иеронима Босха,
  • «Портрет Иеронима Хольцшуэра» и «Портрет молодой женщины» Альбрехта Дюрера,
  • «Портрет Джованни Арнольфини» Яна ван Эйка,
  • «Портрет Уголино Мартелли» Аньоло Бронзино,
  • «Кормилица с ребёнком» Франса Халса,
  • «Портрет Георга Гизе родом из Данцига» Ганса Гольбейна Младшего,
  • «Портрет Изабеллы Брант» Питера Пауля Рубенса.

Часть коллекции Берлинской картинной галереи расположена в музее Боде — здесь представлены 150 полотен великих мастеров живописи. В число шедевров картинной галереи Музея Боде входят работы Ван Эйка, Рембрандта, Ботичелли, Дюрера и других мастеров.

Для ориентации посетителям предоставляется аудиогид — на немецком и английском языках и каталоги.

Часы работы

Берлинская картинная галерея открыта ежедневно, кроме понедельника.

  • вторник, среда, пятница — с 10.00. до 18.00.,
  • суббота, воскресенье — с 11.00. до 18.00.,
  • четверг — с 10.00. до 20.00. часов,
  • понедельник — не работает.

Особый режим работы галереи:

  • в праздничные дни музей работает по расписанию воскресенья,
  • 24 декабря — не работает,
  • 31 декабря — с 10 до 14 часов,
  • 1 января — с 12 до 18 часов.

Стоимость билета

В Берлинской картинной галерее доступны несколько вариантов билетов.

Постоянная экспозиция (Gemäldegalerie):

  • взрослый — 10,00 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 5,00 евро,
  • дети до 18 лет — бесплатно.

Галерея плюс все выставки Культурного форума (Kulturforum alle Ausstellungen):

  • взрослый — 16,00 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 8,00 евро,
  • дети до 18 лет — бесплатно.

Галерея плюс выставка Мантена и Беллини (Gemäldegalerie | Mantegna und Bellini):

  • Взрослый — 14,00 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 7,00 евро,
  • дети до 18 лет — бесплатно.

Музейная карта Берлина на 3 дня (Museumspass Berlin 3-Tage-Karte):

  • Взрослый — 29,00 евро,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца — 14,50 евро,
  • дети до 18 лет — бесплатно.

Билет в Музей Боде:

  • Взрослый — 12,00 евро,
  • дети до 18 лет — бесплатно,
  • все музеи музейного острова 18,00 евро.

Как добраться

Берлинская картинная галерея расположена в центре города. До нее удобно добраться на любом виде транспорта.

На общественном транспорте

Чтобы добраться до Картинной галереи в Берлине, можно использовать один из трех видов общественного транспорта – метро, городская электричка или автобус.

  • На метро (U-Bahn): Линия U2 до остановки Потсдамская площадь (Potsdamer Platz).
  • На городской электричке (S-Bahn): Линии S1, S2, S25 до остановки Потсдамская площадь(Potsdamer Platz.)
  • На автобусе (Bus): Маршрут M29 до остановки Потсдамский мост (Potsdamer Brücke); маршрут M41до остановки Потсдамская площадь или Фосштрассе (Potsdamer Platz Bhf / Voßstraße); маршруты M48 и M85 — до остановки Культурфорум (Kulturforum); маршрут 200 — до остановки Филармония (Philharmonie).

На автомобиле

В районе Берлинской картинной галереи есть несколько удобных парковок.

APCOA PARKING Deutschland Philharmonie.

Адрес: Herbert-Von-Karajan-Strasse 1 Tiergarten. 2 минуты пешком до галереи. Режим работы: круглосуточно.

  • 1 час — 2,50 €,
  • максимум — 20,00 €,
  • ночь — 7,00 € (въезд после 19:00, выезд к 05:00),
  • вс. — весь день всё время парковки — 6,00 €.

Potsdamer Platz Arkaden.

Адрес: Ludwig-Beck-Straße 10785 Berlin. 10 минут пешком до галереи. Режим работы: круглосуточно.

На такси

до Берлинской картинной галереи удобно доехать на такси Uber или Berlin Taxi.

Видео о Берлинской картинной галерее

Берлинская картинная галерея – прикосновение к прекрасному.

Не так давно мне, наконец, посчастливилось попасть на русскоязычную экскурсию по берлинской картинной галерее (Gemäldegalerie). Несравненная Анна Леус регулярно приглашает жителей столицы на свои мероприятия, вот только у меня всё никак не получалось поучаствовать – то уезжал из Берлина, то аккурат в день мероприятия Анны сам проводил экскурсию.

Мы попали на традиционную обзорную экскурсию «Шедевры картинной галереи». Эмоций море как от самих шедевров, так и от рассказов Анны. Тем, кто как и я, мало разбирается в искусстве, по таким местам надо обязательно ходить с профессионалом. У каждой картины историк искусств может стоять часами, рассказывая обо всех деталях, смыслах и контекстах. Невероятное удовольствие для ума!

Здание берлинской картинной галереи было построено сравнительно недавно, оно открыло свои двери для посетителей в 1998 г. На постоянной экспозиции представлено европейское искусство 12-18 веков, всего около 1300 картин. Где-то в закромах музея ещё располагается эскизная галерея, которая хоть и нерегулярно, но открывается для посещения. Если кому-то мало 1300 шедевров основной экспозиции, то сейчас можно посетить временную выставку „Im neuen Licht” («В новом свете»). Как я понял, там представлена часть коллекции эскизной галереи.

Лукас Кранах старший, художник немецкого Возрождения (15-16 вв.). Кранах любил изображать на своих картинах прекрасных (по меркам своего времени) Венер. А это одна из его последних картин, «Фонтан молодости» (1548 г.) – ее детали можно рассматривать очень долго.

Ганс Гольбейн, «Портрет Георга Гитца» (1532 г.). Как сообщила нам Анна, эта картина – своеобразная визитная карточка купца. Причём визитная карточка, скорее, для невест – благодаря обилию деталей, каждая из которых раскрывает характер и материальное благополучие Георга, девушки должны были понять, какой завидный жених их ждёт. Изображения предметов на картине (часы, цветы, ваза, ножницы, травы) полны символизма, случайных объектов здесь нет.

А это Иероним ван Акен, более известный нам под псевдонимом Босх. На картине «Святой Иоанн на Патмосе» (ок. 1500 г.) изображён момент написания книги Апокалипсис. Авторство этой картины Босху приписано, ведь он никогда не подписывал свои картины. Также Босх почти не работал на заказ, а создавал свои шедевры для души. Справа внизу на картине можно найти орла, а в левом нижнем углу – саранчу с человеческим лицом. Вся работа пропитана отсылками к книге Апокалипсис.

На обратной стороне полотна изображён круг с библейскими сюжетами. Сцены во внешнем круге – это страсти Христовы.

А эта картина больше всего понравилась моей жене. Питер Брейгель «Фламандские пословицы», 1559 г. На полотне изображено около ста голландских пословиц. Очень рекомендую почитать подробнее об этом шедевре – например, на Википедии.

Франс Халс, «Малле Баббе», 1633 г. На картине изображена сумасшедшая старуха Баббет, любительница выпить, и сова, символ дьявола и греха. Искусствоведы утверждают, что в своей работе автор использовал около 200 оттенков чёрного цвета.

Об этих и других замечательных картинах мы подробно поговорили во время экскурсии. Ходите в музеи!

Берлинская картинная галерея

В картинной галере 2 основных секции: одна посвящена итальянской ренессансной живописи XIII–XVI вв., другая — североевропейскому Возрождению XV–XVI вв. Хорошо представлен европейский классицизм XVIII века.

Берлинская картинная галерея (Berliner Gemäldegalerie) содержит одну из богатейших в мире коллекций европейского искусства с XIII по XVII вв. Находится она в культурном центре Берлина (Культурфорум) немного западнее Потсдамской площади. Её коллекция включает в себя шедевры кисти таких художников как Лукас Кранах, Альбрехт Дюрер, Рафаэль, Тициан, Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Ян Вермеер и др. Впервые была открыта в 1830 году и восстановлена в 1998.

Ядром коллекции послужили картины, купленные в 1821 году английским купцом Эдвардом Солли. К 1904 году в ней преобладали предметы искусства эпохи Возрождения. Изначально коллекция находилась в Королевском музее возле парка Люстгартен на Унтер-ден-Линден. Потом её перевезли в музей Боде. С октября 2006 года часть экспозиции вновь перенесли в Музее Боде.

Многие экспонаты были утеряны во время Второй мировой войны, некоторые были спрятаны в убежищах по всей Германии. 400 самых больших работ, которые сложно было спрятать, уничтожили нацисты (преимущественно церковные алтари).

Экспозиция

Экспозиция картинной галереи состоит из 10 отделов:

  • Немецкая живопись XIII—XVI вв.
  • Немецкая живопись XVII—XVIII вв.
  • Нидерландская живопись XIV—XVI вв.
  • Фламандская живопись XVII в.
  • Нидерландская живопись XVII в.
  • Итальянская живопись XIII—XVI вв.
  • Итальянская живопись XVII—XVIII вв.
  • Испанская живопись XV—XVIII вв.
  • Французская живопись XV—XVIII вв.
  • Английская живопись XVIII в.

Берлинская галерея гордится своей научной методологией отбора и отображения произведений искусства. В каждом зале представлено творчество от одного до пяти художников определенного периода или стиля.

Коллекция немецких мастеров является лучшей и наиболее полной в мире. Коллекции ранней нидерландской и итальянской живописи также довольно значительные. Коллекции испанского, французского и британского искусства существенно меньше. Впечатляет октагональный зал Рембрандта и зал, в котором представлено пять различных Мадонн Рафаэля.

Основные галереи расположены подковообразно вокруг большого центрального холла, который содержит лишь несколько скульптур. В музее его называют «залом для медитаций». Так легче выбрать коллекцию.

Коллекции обустроены хронологически, начиная от входа и двигаясь к самому удаленному залу. Из каждого зала можно в любой момент вернуться в центральный холл, что существенно облегчает передвижение по музею. Основные галереи содержат около 1200 работ, и ещё 400 находятся в отдельных залах вниз по ступенькам, которые также открыты для посетителей.

Как добраться

Ехать метро U2 до станции Potsdamer Platz;
автобусом M29 до остановки Potsdamer Brücke; M41 до Potsdamer Platz Bhf / Voßstraße; M48, M85 до Kulturforum; 200 до Philharmonie;
городской электричкой S1, S2, S25 до Potsdamer Platz.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Картины импрессионистов

Картинная галерея, Берлин.

В берлинской Картинной галерее хранится восемь картин Яна ван Эйка. Это, если учесть, что до нашего времени сохранилось совсем немного работ мастера, представляется несметным богатством.

Каждая работа Яна ван Эйка – раритет. Ван Эйка у нас вообще мало. В настоящее время в мире насчитывается всего-то около двух дюжин работ художника, включая приписываемые ему, но не подписанные им самим картины и спорные произведения, автором которых мог быть его брат Хуберт или один из его учеников. Такому “дефициту” две причины. Первая заключается в том, что ван Эйк писал в сложнейшей технике и посему не отличался плодовитостью. Вторая – безжалостное время, поглотившее значительную часть творческого наследия мастера. Большинство картин ван Эйка “прописано” в крупнейших европейских музеях. Кроме того, несколько его произведений “эмигрировали” в США.

У себя на родине Ян ван Эйк лучше всего представлен в антверпенском Музее изобразительных искусств и в Городском музее Брюгге. Однако самая большая коллекция его картин собрана в Картинной галерее берлинского Культурного Форума. В нее входят три несомненно подлинных работы ван Эйка и еще пять картин, приписываемых его кисти.

Фасад Культурного Форума, в котором нашлось место
и для знаменитой Картинной галереи.

Берлинская Картинная галерея имеет долгую и непростую историю. Галерея была основана вскоре после окончания Наполеоновских войн, ознаменовавшегося появлением новой политической карты Европы. В 1815 году прусские войска совместно с союзническими армиями Англии и Нидерландов разгромили французов при Ватерлоо, поставив финальную точку в истории Наполеона. Это стало началом возвышения Пруссии (ее столицей был Берлин) среди остальных германских государств, закончившегося в 1871 году образованием Германской империи, которую возглавил прусский король.

Интерьер художественного комплекса

Создание художественной галереи в Берлине диктовалось, в первую очередь, политическими интересами. Пруссии требовалось заявить свое право не только на военно-экономическое, но и на культурное лидерство в германском мире. Берлин собирался соперничать при этом с Дрезденской галереей в Саксонии и Мюнхенской галереей в Баварии. Берлинская Картинная галерея, заложенная в 1823 году, открыла свои двери в 1830 году. Здание галереи построили по проекту выдающегося архитектора Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841). Сейчас оно известно как Старый музей. Ядро первоначальной коллекции составили 378 картин, свезенных из резиденций прусского короля. В самый последний момент коллекция пополнилась двумя существенными поступлениями. В Риме у семьи Джустиниани были куплены 73 картины, а еще 670 – приобретены у англичанина Эдварда Солли, решившего продать их, чтобы избежать надвигающегося банкротства.

Джустиниановское поступление привлекало внимание входившими в него шедеврами итальянской живописи XVII века, собранными маркизом Винченцо Джустиниани, чье имя неразрывно связано с именем Караваджо. В коллекции Солли богаче всего была представлена голландская живопись. Имелись тут даже фрагменты Гентского алтаря, сильно пострадавшего в ходе Наполеоновских войн (разошедшиеся по рукам панели, к слову, были вновь собраны в Бельгии только после окончания Первой мировой войны).

“Мадонна в церкви” (ок. 1425)
Яна ван Эйка.

Картина “Мельница в Кюлеве”
кисти Поля Сезанна из собрания Картинной галереи.

Первым директором Картинной галереи стал известный искусствовед Густав Фридрих Вааген (1794-1868). Среди его преемников отметим Вильгельма фон Боде (1845-1929), принявшего директорские бразды в 1890 году. Боде являл собой счастливое сочетание пытливого ученого и энергичного администратора, что пошло на пользу галерее. При нем, в 1904 году, галерея переехала в новое здание Музея кайзера Фридриха (теперь этот музей носит имя Боде).

Берлинская Картинная галерея благополучно пережила Первую мировую войну, но Вторая мировая война едва не обернулась для нее гибелью. В мае 1945 года, когда немецкая столица лежала в развалинах, 400 картин погибло. Среди них были работы самых знаменитых европейских художников. Но часть коллекции все-таки удалось спасти. Впрочем, галерея как таковая все равно прекратила свое существование, потому что спасенные картины чуть позже разделили на две части: одна досталась Западному Берлину, другая – Восточному. И лишь после падения Берлинской стены произошло “воссоединение”. В 1999 году объединенную коллекцию перевезли в новое здание, входящее в комплекс Культурного Форума.

На картине Лукаса Кранаха Старшего “Отдых на пути в Египет” (1504)
Святое Семейство изображено на фоне типично немецкого пейзажа.

БЕРЛИНСКИЕ СОКРОВИЩА

Берлинская Картинная галерея располагает одной из лучших в мире коллекций работ старых мастеров. Помимо голландцев, в ней представлены немецкие мастера эпохи Северного Возрождения (среди них – Кранах, Дюрер и Гольбейн) и итальянцы, жившие и творившие до начала XVIII века. Что касается голландской части этого собрания, то ее жемчужинами являются более двадцати картин Рембрандта и произведения таких знаменитых мастеров, как Гальс, Рейсдал и Вермеер. Фламандская школа XVII века имеет здесь своими “послами” Рубенса и ван Дейка. Наконец, в галерее хранятся работы многих французских художников, в том числе Пуссена и Клода Лоррена. Любитель живописи найдет в галерее и картины известных английских и испанских художников.

По материалам “Художественная галерея. Ван Эйк”, №34, 2005 г.

Картинная галерея, Берлин

В берлинской Картинной галерее представлено восемь работ Яна ван Эйка. Три картины – безусловно подлинные работы художника и еще пять полотен, приписываемых его кисти.

В настоящее время в мире насчитывается около двух дюжин картин художника, в том числе и работы приписываемые Ван Эйку, но не подписанные им самим. Авторами спорных произведений могли быть или его брат Хуберт, или один из учеников мастера. В наши дни творчество Яна ван Эйка так редко можно увидеть по двум причинам: во-первых, он писал в сложнейшей технике и не отличался “плодовитостью”, во-вторых – время безжалостно поглотило значительную часть его творчества. Большинство полотен ван Эйка хранится в крупнейших музеях Европы. Несколько его работ находятся в США.
У себя на родине художник неплохо представлен в Городском музее Брюгге и в антверпенском Музее изобразительных искусств. Однако самое большое собрание работ ван Эйка находится в Картинной галерее берлинского Культурного Форума, которая имеет непростую и долгую историю.

Берлинская Картинная галерея была основана в 1823 году, после окончания Наполеоновских войн. В 1815 году войска Пруссии, Англии и Нидерландов поставили точку в истории Наполеона, разгромив французов при Ватерлоо. Это послужило началу появления новой политической карты Европы. Пруссия возвысилась среди остальных германских государств, и, в результате, в 1871 году образовалась Германская империя во главе с прусским королем.

Пруссия заявляла свои права на лидерство не только в военно-экономическом, но и в культурном отношении. Этими интересами и диктовалось создание художественной галереи в Берлине, бывшей столице Пруссии. Берлинская Картинная галерея была открыта в 1830 году. Она соперничала при этом с Дрезденской галереей в Саксонии и Мюнхенской галереей в Баварии. Здание галереи, известное сейчас как Старый музей, было построено по проекту знаменитого архитектора Карла Фридриха Шинкеля (1781-1841). Вначале ядро коллекции галереи составили 378 полотен, поступивших из резиденций прусского короля. Потом собрание пополнилось двумя существенными приобретениями. В Англии у коллекционера Эдварда Соли были куплены 670 картин, а еще 73 полотна у семьи Джустиниани в Риме.

Джустиниановская коллекция привлекла внимание входившими в нее шедеврами итальянских художников XVII столетия, которые собрал маркиз Винченцо Джустиниани. Его имя тесно связано с именем Караваджо. В собрании Эдварда Солли богаче всего было представлено творчество голландских мастеров.

Первым директором Берлинской галереи был известный искусствовед Густав Фридрих Вааген (1794-1868). В 1890 году бразды директорства принял Вильгельм фон Боде (1845-1929), в котором талант пытливого ученого сочетался с талантом энергичного администратора, что, конечно же, принесло пользу галерее. В 1904 году, благодаря Вильгельму фон Боде галерею разместили в новом здании Музея кайзера Фридриха. В настоящее время этот музей носит имя Боде.

Первую мировую войну Берлинская Картинная галерея пережила благополучно, но во время Второй мировой войны сильно пострадала. В мае 1945 года четыреста картин погибло, среди которых были полотна знаменитых европейских живописцев. К счастью часть собрания все-таки удалось сохранить. Однако галерея как таковая прекратила свое существование, а спасенные полотна разделили на две части между Западным и Восточным Берлином. “Воссоединение” произошло лишь после падения Берлинской стены. В 1999 году объединенное собрание переехало в новое здание, которое входило в комплекс Культурного Форума.

БЕРЛИНСКИЕ СОКРОВИЩА

Теперь в Берлинской Картинной галерее можно увидеть одно из лучших в мире собраний картин старых мастеров. Кроме творчества голландцев, в нем представлены работы немецких художников эпохи Северного Возрождения (среди них – Дюрер, Гольбейн и Кранах), а также полотна итальянских мастеров, живших и творивших до XVIII века. Голландскую часть этого собрания украшают более двадцати полотен Рембрандта и работы таких знаменитых художников, как Гальс, Вермеер и Рейсдал. Мастера Фламандской школы XVII века представлены здесь картинами Рубенса и ван Дейка. Кроме этого, в галерее находятся картины многих французских живописцев (в том числе Клода Лоррена и Пуссена), а также полотна известных английских и испанских мастеров.

Берлинские впечатления. Картинная галерея, часть 1

Берлинская картинная галерея (Gemäldegalerie Berlin), находящаяся в настоящее время в Культурфоруме, поражает своей коллекцией картин: Рембрант, Караваджо, Ботичелли, Рафаэль, Тициан, Лукас Кранах-старший, Дюрер, Босх, Брейгель, Рубенс.

Странно, что о ней так мало известно.
Вернувшись домой, я провела блиц-опрос: никто не слышал, никто не посещал.
Возможно, в некоторой степени, виновата путаница с названиями с музеев. В Берлине есть несколько музеев со сходными названиями – Новая национальная галерея (тоже в в Культурфоруме), Старая национальная галерея (на Музейном острове).

Картинная галерея открылась в 1830 году – все сокровища из художественных коллекций Великого курфюрста Вильгельма I (1620-1688) и императора Фридриха II Великого (1712-1786) впервые стали публично доступными.

Своей всемирной известностью галерея обязана Вильгельму фон Боде (директору галереи с 1890 по 1929 годы), занимавшемуся формированием ее фондов.

Открытие в новом здании состоялось в 1904 году, здание стало носить имя Вильгельма Боде, он был первым директором галереи. Вильгельм фон Боде активно развивал музей, способствовал новым приобретениям произведений искусства. К сожалению, после разделения страны, произошло и разделение галереи. Одна часть оказалась в Далеме, другая часть – в районе Митте. Объединение коллекций произошло только лишь спустя 50 лет.

Расскажу постепенно, что произвело на меня наиболее сильное впечатление, но сначала об одной из картин Рембрандта.

Картину Рембрандта из Берлинской картинной галереи сильно «подправил» ее владелец в XVIII веке.
Эксперты установили, что картину Рембрандта «Сусанна и старцы» (1647) в XVIII веке изменил один из ее владельцев — это был художник Джошуа Рейнольдс.

Реставратор Клаудия Лоренц-Ландсберг во время исследования полотна при помощи рентгеновских лучей на красочной поверхности обнаружила пигменты, не существовавшие в XVII веке. Более того, некоторые фрагменты полотна написаны в стиле, не соответствующем творческой манере Рембрандта. Искусствовед установила, что в XVIII веке большие фрагменты картины было попросту переписаны, а целые куски красочного слоя были стерты при помощи растворителей и написаны заново, в более свойственных той эпохе светлых тонах.

Этим «преступником», надругавшимся над шедевром, предположительно был не кто иной, как английский художник и коллекционер Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds, 1723–1792). Известно, что он собирал работы Рембрандта и имел слабость к техникам Старых Мастеров: частенько он вносил изменения в имеющиеся в его коллекции полотна. Согласно исследованиям Берлинской картинной галереи, Рейнольдс владел картиной «Сусанна и старцы» как раз в тот период, когда были сделаны изменения. Это мнение разделяют и эксперты из британского Исследовательского проекта по творчеству Рейнольдса (Reynolds Research Project).

По словам директора Берлинской картинной галереи Берна Линдеманна (Bern Lindemann) – «это было радикальное изменение. Только фигуры соответствуют первоначальной картине, написанной Рембрандтом. Мы можем только предполагать, чем руководствовался Рейнольдс, внося изменения. Очевидно, он предполагал, что картина безусловно нуждается в улучшениях».

Рембрандт начал картину в 1635 году и дважды перерабатывал ее, завершив в 1647-м. Работа была приобретена Берлинской картинной галереей в 1883 году. Кроме того, картину тщательно сравнили с гравюрой, исполненной в 1769 году, то есть еще до вмешательства Рейнолдса. От прежней, рембрандтовской картины фактически осталась лишь композиция.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Сусанна и старцы» из собрания Берлинской картинной галереи.


Зеленым цветом показаны те места на картине Рембрандта, которые были изменены ее более поздним владельцем (художником Джошуа Рейнольдсом)

Источники:
http://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/berlin/artgallery/1251
http://20history.livejournal.com/34490.html
http://holidaygid.ru/berliner-gemaldegalerie/
http://impressionist--paintings.com/MUSEUMS/museum_berlin.shtml
http://www.wm-painting.ru/GermanyMuseums/p2_articleid/321
http://carpe-libros.livejournal.com/89705.html
http://chicherone.com/berlinskaya-telebashnya-berliner-fernsehturm/

Ссылка на основную публикацию