Имперский Вормсский собор в Германии

Имперский собор в Вормсе

Имперский собор, или Кайзердом — традиционное название храма, который был построен под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Главной достопримечательной чертой таких соборов является наличие в нем двух хоров — в начале и в конце нефа — второй, дополнительный, хор был предназначен для императора и его семьи, олицетворяя равновесие между властью церкви и кайзера.

В период правления Салической династии (1024 — 1125) статус имперского собора имели три храма: Майнцский, Шпайерский и Вормский. Последний из них самый маленький по размеру и самый молодой, однако, является наиболее совершенным памятником романской архитектуры Священной империи. Он прославлен как место действия «Песни о Нибелунгах», хотя и построен за столетие после описываемых там событий. Известный Вормсский собор и как арена борьбы между императорами и папами: именно здесь в 1149 году был избран Папой Римским Лев IX, брат императора Конрада II, что положило начало многолетним спорам о инвеституре, то есть, назначении духовных и светских владык. Наконец, в Кайзердоме Вормса Мартин Лютер выступал перед императором Карлом V Габсбургом, яростным противником Реформации.

Собор в Вормсе (Германия) был построен на месте оттоновской церкви начала XI века. Он стоит на холме, который раньше был местом поселения кельтов и римлян. В плане храм представляет собой трехнефную базилику, пересеченную единственным трансептом. Над крестопоклонной поднимается восьмигранная башня, опоясанная крытой галереей. Западный и восточный фасады собора фланкированные стройными шести и семиярусными башнями, а в центре западного фасада возвышается еще один восьмигранный шатер. С востока храм замыкает величественная апсида над окнами-розами.

В решении фасадов обращает на себя внимание отказ от традиционной для романского стиля четности оконных и дверных проемов — каждое окно представляет собой самостоятельный композиционный центр, отграниченный рамкой Лизен и фризами. Фрагменты стен с окном в центре образуют своеобразные модули, из которых состоит протяжный массив базилики.

Архитектурный облик собора отличается целостностью, искусно сочетается с утонченным богатством декора. Ниши с архивольтами, декоративные мансарды на кровлях, элегантные галереи и аркатурные фризы превращают храм в подобие города, земное олицетворение Града Божьего. Фигуры святых, фантастических существ, священных животных демонстрируют стилистическое единство, зрелость и волнующую эмоциональность образов имперского собора в Вормсе.

Имперские соборы Германии

Кайзерский или императорский собор — традиционное название для романского собора, построенного под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Главной отличительной чертой имперских соборов является наличие двух хоров в начале и конце нефа. (Неф — вытянутое помещение, часть интерьера, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов).

Второй, дополнительный неф предназначался для императора и его семьи. Таким образом, имперская власть ставилась на один уровень с властью Бога, а положение хоров олицетворяло также и некое разделение власти между Богом и кайзером.

Особое место в строительстве соборов Германии занимали в Х в. могущественные имперские города на Рейне (Шпейер, Майнц, Вормс). Воздвигнутые здесь соборы отличаются грандиозностью массивных четких кубических объемов, обилием тяжелых башен, более динамичными силуэтами.

Статус имперского собора они получили еще при Генрихе IV.

Первым собором был Шпайерский собор Девы Марии и св. Степана, строительство которого началось в 1030 году императором Конрадом II. Собор должен был стать фамильной усыпальницей представителей Салической династии. Впоследствии собор перестраивали под Генриха IV, а в 1082–1104 годах увеличили своды.

Собор был построен в за 60 лет.

Именно поэтому Шпайерский собор – не сеет в своей архитектуре смешения стилей, а является единым архитектурным целым в стиле «высокой романтики».

В склепе под алтарём находятся захоронения нескольких германских кайзеров и королей.

Рядом с собором – музей (бывшая ризница). А перед собором – громадная каменная чаша емкостью 1560 л, так называемая Соборная чаша: при вступлении каждого нового епископа Шпайерского «в должность» чашу наполняли вином для простого народа.

Майнцский собор свв. Мартина и Стефана построили под непосредственным контролем Генриха. Строительство началось предположительно в конце Х века, в последующие века достраивались различные части, осуществлялись реставрации и восстановления после частичных разрушений. В Средние века в нем короновали нескольких королей. В 1184 году Фридрих I Барбаросса отмечал в нем посвящение его сыновей в рыцари, вошедшее в историю как крупнейшее торжество Средневековья.

С архитектурной точки зрения, в сегодняшней форме это — трехнефная базилика с колоннами, в романском стиле с элементами готики и барокко.

Вормский собор св. Петра приобщился к имперским соборам за монументальность и торжественность.

Вормский собор был построен в середине ХІІ века на самом высоком холме в Вормсе, так как это место было защищено от наводнений.

На месте этого собора располагалась старинная церковь, построенная примерно в 600 году.

В Вормском соборе, построенном из желто-серого песчаника, членения объемов менее разработаны, чем во французских храмах, что создает ощущение монолитности форм. Не используется и такой прием, как постепенное нарастание объемов, плавных линейных ритмов. Приземистые башни средокрестия и четыре как бы врезающиеся в небо высокие круглые башни с конусообразными каменными шатрами по углам храма на западной и восточной сторонах придают ему характер суровой крепости. Повсюду доминируют гладкие поверхности непроницаемых стен с узкими окнами, лишь скупо оживленные фризом в виде арочек вдоль карниза. Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Центральный неф перекрыт крестовым сводом и приведен в соответствие с крестовыми сводами боковых нефов. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.

В комнате под алтарем покоятся останки родственников и приближенных императора Конрада ІІ , умерших в Х — ХІ веках.

Так же известность этот собор приобрел благодаря « Песни о Нибелунгах», написанной в ХІІ веке. Кульминационная сцена песни происходит как раз именно возле Вормского собора.

На стыке трех государств: Германии, Бельгии и Нидерландов, в древнем городе Ахен находится Ахенский или Имперский собор – старейший средневековый собор Европы, где в течение 600 лет было короновано 35 германских королей и 14 королев.

Карл Великий, первый император Священной Римской империи, объединивший под своим скипетром почти все христианские народы Западной Европы, решил воздвигнуть «новый Рим» в своей резиденции в Ахене. В 786 году он начал строительство дворцовой императорской капеллы по проекту Одона Мецкого, ставшей ядром собора. Капелла разработана в византийском стиле по образу базилики Сан-Витале в Италии, откуда были заимствованы восьмиугольные формы, полосатые арки, мраморный пол и золотые мозаики.

Имперский собор в Ахене представляет собой шестнадцатигранное большое каменное здание из плотного известняка. Восьмиугольный внутренний зал окружен кольцевой галереей, окаймленной бронзовым ограждением. Капелла отличается высоким куполом (31 м), своды собора поддерживают множество мраморных колонн эпохи Каролингов. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. Западный вход украшают большие бронзовые двери VIII века, известные как “Волчьи Ворота”. Это сохранившийся оригинал древней капеллы и весят четыре тонны. Современный вход открыт через меньшие, более скромные двери справа.

В верхней галерее находится трон, на котором короновались императоры Германии. В стенах встроены 13 витражей из цветного стекла 30 метров в высоту. Оригинальные окна были повреждены во время Второй мировой войны, а затем восстановлены в 1950 году. К счастью сам собор не пострадал.

Еще при жизни Карла в капелле были собраны важнейшие христианские реликвии, до сих пор хранящиеся в Имперском соборе Ахена: покров Пресвятой Девы, пеленки младенца Иисуса, набедренная повязка Христа на кресте и ткань, на которой лежала голова Иоанна Крестителя после его казни. В средние века эти реликвии привлекали полчища паломников из Германии, Австрии, Франции, Англии, Ирландии, Швейцарии и других стран. Начиная с XIV века четыре “Великие Реликвии” стали выставлять на показ только один раз в семь лет. Этот обычай продолжается и сегодня (следующий будет в июне 2014 года).

В центре капеллы лежит камень с надписью «Carolo Magno», где похоронен Карл Великий. В 1000 году император Оттон III велел открыть склеп. Говорят, тело Карла было найдено в замечательной сохранности, сидящим на мраморном троне. Большая фреска представляющая этот эпизод нарисована на стене большой комнаты в ратуше. В честь канонизации Карла Великого в 1165 году по просьбе Барбаросса в центре зала был подвешен огромный (4,2 м в диаметре) бронзовый обруч со свечами. По заказу короля Франции Людовика XI в 1481 году построены отдельные реликварии для отображения костей правой руки Карла Великого, которого почитали как прародителя французских королей.

В то же время часовня была перестроена в готическом стиле. Храм императора был перенесен в восточную часть, где находится и по сей день. В XV веке было добавлено несколько небольших часовен и зал для прихожан, чтобы поместить толпы паломников, в результате чего здание увеличилось до нынешних размеров.

Бамбергский собор свв Петра и Георгия — один из семи имперских соборов Германии. Собор был построен по указанию Генриха Святого.

В соборе находятся захоронения известных личностей, в том числе и Генриха Святого, его жены Кунигунды, папы римского Климента ІІ — единственного папы, похороненного в Германии, и первого короля Германии из династии Штауфенов Конрада ІІІ.

Сегодня Бамбергский кафедральный собор представляет собой образец романской архитектуры, длина — 94 м, ширина — 28 м, высота здания — 26 м. По углам построены четыре башни по 81 м высоты каждая. В башнях встречаются элементы готики.

Франкфуртский собор св. Варфоломея — самый большой храма Франкфурта-на-Майне, где раньше проводились церемонии коронации императоров Священной Римской империи.

В эпоху Римской империи на месте собора стояла капелла, затем усадьба имения, потом здания, считающиеся предшественниками собора: дворцовая капелла Меровингов, каролингская дворцовая капелла и Базилика спасителя. В XIII веке части здания были перестроены и отстроены заново, и это время можно считать началом эпохи современного собора.

Самой ценной реликвией, хранящейся во Франкфуртском соборе, считается верхняя часть черепа апостола Варфоломея, которого с 1239 года считают покровителем собора.

И седьмой имперский собор — это Кёнигслуттерский собор свв. Петра и Павла. Он был заложен императором Лотарём ІІІ. Собственно здесь же его и погребли.

Все имперские соборы Германии занесены в список мирового культурного наследия «ЮНЕСКО».

Вормский собор (Wormser Dom), Германия

Der Dom St. Peter in Worms. Wormser Dom
Время строительства с 1130 до 1181 годов. Романский стиль.
Собор Святого Петра в Вормсе один из трех рейнских имперских соборов.

Собор расположен в самой высокой точке города Вормс и является важным памятником романской архитектуры. Тесно связан с именем епископа Берчарда и расцветом города в XII и XIII веках. Основное время строительства собора 1130-1181 года. Построен он на месте римской базилики. Последние исследования говорят о том, что строительство началось уже в 1002 году.

Основные события, которые были связаны с собором: папские выборы (Лев IX.(Leo IX.)) в 1048 году, Вормсский конкордат в 1122 году, Вормсский эдикт 1521 года, в ходе которого Мартин Лютер отвечал перед императором Карлом V и после которого Мартина Лютера объявили еретиком.

В настоящее время собор является католической приходской церковью, которой в 1925 году Папа Римский присвоил звание “Базилика минор”. Это почетное звание, которым подчеркивается важность этой церкви.

Город Вормс сейчас ведет спор с городом Триром за звание самого старого города на территории современной Германии. Поскольку этот холм, на котором стоит собор, был безопасным местом при наводнениях, то уже с третьего тысячелетия до нашей эры на нем селились люди. Жили здесь и кельты из германского племени Vangionen. Они были покорены римлянами, которые построили на холме, административный центр и храм. Во время упадка Римской империи около 401 года Вормс вышел из состава римской империи. Двенадцать лет спустя бургунды захватили Вормс и объединились с римлянами для защиты границ Римской империи. Когда же в 435 бургунды попытались избавиться от господства Рима, они были разбиты римлянами. Через год римлян разбили гунны, которые к этому моменту уже уничтожили большую часть бургундского народа проживающего в долине Рейна. Гунны были разбиты франками. Франкская империя была разделена на три части. Ворм находился в Австразии. С развитием христианства в франкской империи, строились новые церкви и храмы. И правитель Дагоберт I распорядился о строительстве христианской церкви в Вормсе на фундаменте римского храма. Точная дата строительства не установлена, но именно эта церковь считается предшественницей собора.

Основное же строительство храма началось при епископе вормском Берчарде I (Burchard I). Занял он этот пост в 1000 году и начал сразу с церковной реорганизации города. И в 1002/1003 годах он начал планировать строительство нового храма. Были обозначены контуры: крестообразная базилика с двумя хорами. Уже в 1018 году собор был освящен в присутствии императора, но здание рухнуло. Через два года строительство было возобновлено. После смерти Берчарда I в 1030/1040 собор был украшен внутри колоннами с позолотой. Но вскоре выяснилось, что колонны эти не работают как несущие и были достроен еще один ряд мощных колон. Так же были произведены некоторые изменения в подвалах и башнях. В 1110 году собор был освящен во второй раз. Потом в летописях упоминается о том, что храм был осквернен, но не понятно как, закрыт и позже освещен еще раз.

Новое здание построено в XII-м веке, тот самый собор который мы видим сегодня. Началось строительство приблизительно в 1125 году. Собор был спроектирован и построен в романском стиле и под влиянием бургундских традиций богато украшен. В 1172 году епископом Конрадом II преподнесено в дар новое убранство и свет для западного хора. Конрад II похоронен в крипте собора в 1192 году.

Примерно 100 лет спустя началось третья перестройка собора. Была достроена часовня Св. Николая Чудотворца. Оборудован новый вход в нее с южной стороны. С восточной стороны оборудованы две часовни Св. Анны и святого Георгия. Кончились эти перестройки тем, что в 1429 рухнула часть северо-западной башни. Восстановлена она была, но уже в готическом стиле. К концу века при епископе Джоне Дальберге, был построен монастырь к западу от часовни Св. Николая Чудотворца.

После 1521 года собор постепенно теряет свое влияние. А в 1556, после Вормсского эдикта, часть общин перешла на сторону Мартина Лютера.

Во время Тридцатилетней войны шведские войска захватили город и с 1632 до 1635 в соборе богослужения проводились протестантскими проповедниками

Затем французские войска опустошили и разрушили многие города, в том числе и Вормс. Церкви были разграблены, была совершена попытка взорвать Вормский собор, это не удалась, но он полностью сгорел внутри. Епископ Franz Ludwig von Pfalz-Neuburg восстановил собор в 1698 году. Поручено это было архитектору Balthasar Neumann, который добавил некоторые элементы барокко, сделал дополнительные окна и серебряный алтарь.

В 1824 году Ворм был захвачен французской революционной армией. Собор превращен в складское помещение. До 1830 года монастырь был полностью разрушен и камни были проданы с аукциона.
(Кстати, подобная история была с Burg Rheinfels в городе St. Goar. Там французы тоже разбирали замок по камушкам и торговали ими.)

Wormser Dom, 1824. Автор Eugen Neureuther

И только в 1886 началась тщательная реконструкция собора. Западный хор пришлось заменить из-за дефектов фундамента. Широкомасштабные ремонтные работы завершились лишь в 1935 году. В конец Второй мировой войны собор был сильно поврежден бомбардировкой, но интерьеры, к счастью не были затронуты.

От себя могу добавить, что энергетика у храма мощная. Даже мой всегда скептично настроенный муж, это почувствовал. Какое-то мрачное величие. Чувство подавленности и восхищения одновременно 🙂

Wormser Bischof Burchard I

Внутри тоже как-то темно и мрачно было. Хотя и очень величественно, этого не отнять.

Крипта, где захоронены тела правителей города, епископов.

Самые знаменитые соборы Германии

1. Самый знаменитый — Кёльнский собор (Kölner Dom)

Собор достигает 157,38 метров в высоту и является вторым по высоте собором в Германии, и третьим – в мире. При этом Кёльнским собор можно назвать самым высоким собором в мире с двумя равновысокими башнями.

Датой основания собора считается 1248 год, при этом еще задолго до этого на месте нахождения собора были обнаружены остатки домов римлян и находившихся на этом месте раньше церквей. История строительства собора не завершена и по сегодняшний день – существует легенда, что архитектор, задумавший строительство собора, вступил в сделку с дьяволом, пообещав отдать тому свою душу в обмен на чертежи и планы собора. Но жена архитектора помешала этому плану, обманув дьявола, и тогда дьявол воскликнул: В тот день, когда закончится строительство этого собора, наступит конец света! – Кто знает, как это было на самом деле, но работы по строительству собора ведутся и по сегодняшний день. Наверное, чтобы не наступил конец света.

Кельнский собор открыт ежедневно с 06:00 до 21:00 в период с мая по октябрь и до 19:30 с ноября по апрель, за исключением времени проведения религиозных служб. Вход в собор бесплатный, но за удовольствие подняться на башню придется заплатить. За отдельную плату можно также воспользоваться услугами экскурсовода на разных языках.

Официальный сайт собора, где вы можете найти больше подробной информации: www.koelner-dom.de

2. Самый старинный — Трирский собор (Trierer Dom)

Самый старинный собор с Германии насчитывает около 1700 лет истории — начиная со второй половины III века н.э. этот собор является резиденцией епископа, с тех пор и по сегодняшний день здесь регулярно проходят церковные службы.

3. Самый высокий — Ульмский собор (Ulmer Münster )

Уже издалека, приближаясь к городу, можно увидеть возвышающийся на горизонте Ульмский собор, или Мюнстер – главный символ города. Этот собор является самым высоким не только в Германии и Европе, но и в мире! Его высота составляет 161,53 метра. 768 ступенек внутри собора ведут нас на высоту большую, чем высота десятиэтажного здания!

Собор был заложен в 1377 году, а в 1392 году началось его строительство под руководством Ульриха Энсингена. В 1817–1890 годах строительство собора было полностью завершено. Что примечательно, во время Второй мировой войны Мюнстер практически не пострадал от бомбардировок, разрушивших большую часть исторического центра города, и сегодня мы можем наслаждаться красотой этого собора практически в его первоначальном виде.

4. Самый королевский — Ахенский собор (Aachener Dom)

Во времена Римской Империи короли и императоры короновались изначально в древнем городе Риме. В IX веке король Карл Великий, основатель династии Каролингов, решает заложить собор, в котором проходили бы коронации франкских и в последующем германских королей на том месте, где сегодня находится стык трёх европейских государств — Германии, Бельгии и Нидерландов.

В древнем городе Ахене в 786 году было начато строительство собора, в котором в течение 600 лет было короновано 35 германских королей и 14 королев.

После смерти император Карл был похоронен в построенном им же Ахенском соборе, и сегодня могильный склеп Карла Великого относится к числу великих реликвий, которые можно посмотреть, посетив этот собор. Также стоит обратить внимание на большой трон, находящийся в верхней капелле соборе – именно на этом троне проходили раньше коронации королевских особ.

В Ахенском соборе был коронован Оттон I или Великий, и этот момент считается началом отсчета существования истории Священной Римской империи, и позднее – Священной Римской империи немецкой нации (с 1512 года). В наши дни имперский собор в Ахене стал первым объектом Германии, занесенным в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как “шедевр архитектуры Каролингов” и принадлежит к числу наиболее важных сокровищниц Европы наряду с Кёльнским собором, собором Парижской Богоматери во Франции и привлекает ежегодно сотни паломников.

Кроме того, к числу «имперских», или «императорских» соборов, где также проходили коронации царствующих особ, относятся и другие соборы: первым имперским собором был Шпайерский собор (Kaiser- und Mariendom zu Speyer), строительство которого началось в 1030 году императором Конрадом II. При Генрихе IV статус имперского собора получили три храма: Шпайерский, Майнцский и Вормсский соборы. Все три строения были расположены в городах на Рейне, из-за чего их называют Рейнскими имперскими соборами. Франкфуртский собор в городе Франкфурт-на-Майне (Kaiserdom St. Bartholomäus), ставший местом коронации германских правителей с 16 века, также относится к числу имперских.

5. Собор с самым большим куполом — Frauenkirche в Дрездене

Этот собор считается самой значительной протестантской церковью в Германии, построенной в стиле барокко. Вершину собора венчает большой купол, примечательный прежде всего своей вогнутой формой, напоминающей колокол. Во времена постройки это был единственный такого рода купол в мире, и здание в народе прозвали «каменным колоколом».

Строилась Фрауэнкирфе с 1726 по 1743 год по замыслам архитектора Георга Бера. Однако после бомбежек Второй мировой войны церковью была практически полностью разрушена, и долгое время, вплоть до объединения Германии, жители и власти не приступали к ее реконструкции, оберегая это место и руины как священную память о войне.

В 1989 году было положено начало движению «Акция-Фрауэнкирхе» по восстановлению церкви из руин, и первый камень в фундамент новой церкви был заложен в мае 1994 года. Завершились восстановительные работы только лишь в 2005 году.

Примечательно, что в первый год после своего освящения Фрауэнкирхе в Дрездена посетило более 2,5 миллионов человек. Побывав в Дрездене, вы также можете свободно посетить этот невероятно красивый собор – Фрауенкирхе открыта для посетителей с 10 до 18 часов каждый день, за исключением служб и особых мероприятий.

А напоследок, немного полезной лексики по теме «церкви и соборы»:

Романская архитектура Германии. Развитие традиций архитектуры Каролингов – Императорские соборы в Майнце, Шпеере и Вормсе

В Германии возникло много архитектурных сооружений романского стиля, но вследствие многочисленных перестроек лишь немногие дошли до нас в первоначальном виде.

Из разных школ романского зодчества Германии наибольшее значение имели три: саксонская, вестфальская и рейнская. С особенной ясностью связь с каролингскими традициями обнаруживают постройки саксонской школы. Здесь господствует тип плоско перекрытой базилики, разработанной во времена раннего христианства и затем со многими упрощениями воспринятый каролингской архитектурой. Важное значение имело использование строительного опыта бургундской и вообще французской церковной архитектуры. Непосредственным прообразом для некоторых сооружений саксонской архитектуры того времени послужила вторая монастырская церковь в Клюни (981 г.), также имевшая базиликальную форму и перекрытая плоским деревянным потолком. Посредником между бургундской и саксонской школой служили ответвления влиятельного монашеского ордена бенедиктинцев.

В саксонских церквах связь с раннехристианскими (или позднеантичными) вооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции. Но вместе с тем саксонская архитектура вводит ряд характерных для нее новшеств, придающих церквам этой школы необычный для прежних базилик вид. В саксонских церквах были два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Каждый из хоров, и западный и восточный, имел свою абсиду и свой трансепт, поэтому вход в церковь устраивали на одной из продольных сторон здания, то есть сбоку. Такая двойственность архитектурного образа подчеркивается двумя мощными башнями, воздвигнутыми над пересечением главного нефа и трансептов.

В Вестфалии строились церкви зального типа, то есть с тремя нефами равной высоты, перекрытые каменными сводами. Одна из самых ранних церквей такого типа — капелла св. Варфоломея в Падерборне — была построена в начале 11 в. О внешнем облике вестфальских церквей может дать представление сохранившийся западный фасад собора в Миндене (11 в.). В нем характерно полное отсутствие не только скульптурных украшений, но даже ясно выраженных архитектурных членений. В отличие от большинства романских церквей других школ здесь отсутствует четкое сопоставление объемов здания, которое обычно с полной ясностью отражается н в архитектурной композиции фасадов. Вместо этого плоскость фасада делится на несколько меньших плоскостей безотносительно к общей конструкции храма. изобразительный живопись романский архитектурный

Конструктивной особенностью церквей рейнской школы является их перекрытие по так называемой связанной романской системе. Она заключается в том; что боковой распор сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов, причем одному звену среднего нефа соответствуют звенья боковых нефов, по два с каждой стороны. Получается чередование опор: более массивные столбы поддерживают пяты сводов главного нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов. Как средний, так и боковые нефы в церквах рейнской школы перекрыты вспарушенными крестовыми сводами, то есть такими, где каждая из четырех распалубок, образующих свод, вершиной своей довольно сильно приподнята, образуя небольшой куполок. Боковые нефы не имели эмпор, и стена среднего нефа до яруса окон расчленялась только служебными колоннами, поддерживающими пяты сводов. В построении плана рейнских церквей бросается в глаза слабое выделение трансепта: в Шпейерском и Вормсском соборах трансепт помещен перед самой восточной абсидой и лишь незначительно выступает за контуры продольного помещения, а в Майнцском соборе трансепт помещен даже не у восточной, а у западной стороны церкви. Вормсский и Майнп-скнй соборы имеют ясно выраженные западные абсиды и, наоборот, весьма мало подчеркнутые абсиды с восточной стороны. В планировке рейнских церквей последовательно проводится повторение квадрата средокрестия по всей длине продольного корабля. Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства, большой протяженностью (особенно в Шпейере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. В соборах рейнской школы допускался только скупой архитектурный декор. Характерно применение декоративных аркад снаружи, особенно последовательно выдержанное в Шпейерском соборе: галлереи арок тянутся под карнизами восточной абсиды, под окнами продольного корабля и трансепта, даже под двухскатным фронтоном торцовых сторон продольного помещения.

Вормсский собор

Вормсский собор (нем. Wormser Dom , полное название Собор Святого Петра, нем. Der Dom St. Peter ) — собор в немецком Вормсе, сооруженный в романском стиле. Наименьший из трёх рейнских имперских соборов. Малая базилика.

Среди исторических событий, связанных с собором, были избрание Льва IX папой римским (1048) и Вормсский рейхстаг (1521), на котором Мартин Лютер отвечал перед императором Карлом V.

Собор в Вормсе был построен в 1130—1181 годах, для чего была снесена ранняя романская базилика начала XI века. Стоит на холме (в самой высокой точке города), где прежде селились кельты и римляне, так как это место было защищено от наводнений. Около 600 года здесь была возведена церковь, считающаяся предшественницей собора. Сегодня Вормсский собор является католической церковью. В комнате под алтарём, покоятся останки родственников и приближённых императора Конрада II, умерших в X—XI веках.

Вормсский собор Святого Петра

Кафедральный собор
Вормсский собор
Wormser Dom
49°37′49″ с. ш. 8°21′35″ в. д.
Страна Германия
Город Вормс
Конфессия Католицизм
Епархия Епархия Майнца
Тип здания базилика
Архитектурный стиль романский
Дата основания XII век
Строительство 1130—1181 годы
Статус действует
Состояние отличное
Сайт wormser-dom.de/cms/websi…

Вормсский собор и Нибелунги

Один из основных моментов в «Песни о Нибелунгах» происходит у Вормсского собора — ссора королев Кримхильды и Брюнхильды по поводу того, чей муж занимает более высокое положение и кто соответственно имеет право первой войти в собор. Исторически это не подтверждено, и, возможно, авторы «Песни о Нибелунгах» использовали собор как кулисы для действия.

См. также

  • Категория:Похороненные в Вормсском соборе

Ссылки

1381 (тысяча триста восемьдесят первый) год по юлианскому календарю — невисокосный год, начинающийся во вторник. Это 1381 год нашей эры, 381 год 2 тысячелетия, 81 год XIV века, 1 год 9-го десятилетия XIV века, 2 год 1380-х годов.

Вормс (нем. Worms [ˈvɔɐ̯ms], пфальц. Woms, Woams, старое название в летописях — «Верница», др.-в.-нем. Verniza, Vernica) — город федерального подчинения на юго-западе Германии, на территории федеральной земли Рейнланд-Пфальц. В Средневековье этот город был важным центром политической жизни Германии. В нем собирались Рейхстаги и избирались императоры Священной римской империи немецкой нации. Особую известность Вормс получил благодаря происшедшим здесь историческим событиям, связанных с началом Реформации, а также благодаря средневековому героическому эпосу «Песнь о Нибелунгах», большая часть событий которого происходила в Вормсе.

Генрих Шпейерский, Генрих фон Шпейер, Генрих Вормсский (нем. Heinrich von Speyer, Heinrich von Worms; род. ок. 970, ум. 28 сентября 990/1000) — граф в Вормсгау. Представитель Салической династии. Старший сын Оттона I Каринтийского (ум. 1004), брат папы Григория V (996—999). Отец германского императора Конрада II.

Епископство Вормс (нем. Bistum Worms, лат. Dioecesis Wormatiensis) — ныне не существующая католическая епархия с центром в немецком городе Вормс, входившая в церковную провинцию Майнц. Основанное в эпоху поздней Античности епископство пережило свой расцвет при Каролингах и в период высокого Средневековья. Главной церковью был Вормсский собор, один из трёх рейнских имперских соборов. Правящий епископ обладал не только духовной, но и светской властью, хотя во втором случае ему, как князю-епископу подчинялась гораздо меньшая территория: в основном, в Лобденгау — в районе города Ладенбург. В ходе Реформации диоцез потерял значительную часть своих приходов, и был ликвидирован в ходе медиатизации около 1800 г.

Кайзерский или императорский собор (нем. Kaiserdom) — традиционное название для романского собора, построенного под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Рядом с собором зачастую строился императорский пфальц (дворец). Такой собор автоматически становился кафедрой епископа.

Главной отличительной чертой имперских соборов является наличие двух хоров в начале и конце нефа. Вторые, дополнительные хоры предназначались для императора и его семьи. Таким образом имперская власть ставилась на один уровень с властью Бога, а положение хоров олицетворяло также и некое разделение власти между Богом и кайзером.

Конрад II Молодой (нем. Konrad II der Jüngere; прибл. 1003, неизвестно — 20 июля 1039(1039-07-20), неизвестно) — герцог Каринтии (с 1035 года) из Салической династии.

Ко́нрад I (нем. Konrad I. (Konrad von Kärnten); 970-е, 975 или прибл. 975 — 15 декабря 1011, 12 декабря 1011, 1011 или не ранее 12 декабря 1011 и не позднее 15 декабря 1011) — герцог Каринтии с 1004 года из Салической династии.

Конрад Рыжий (нем. Konrad der Rote; ок. 910 — 10 августа 955, река Лех) — герцог Лотарингии в 945—953 годах из Салической (франконской) династии. Сын графа Нахгау, Шпейергау и Вормсгау Вернера V и дочери короля Конрада I.

Матильда Швабская (нем. Mathilde von Schwaben; X век, неизвестно — 29 июля 1032(1032-07-29), неизвестно) — представительница династии Конрадинов. Герцогиня Каринтии в первом браке с Конрадом I и герцогиня Верхней Лотарингии во втором браке с Фридрихом II.

Регион Рейн-Неккар (Райн-Неккар) (нем. Metropolregion Rhein-Neckar, алем. Metropolregion Ryy-Necker, пфальц. Medropolregion Rhoi-Negga), в прошлом — «Треугольник Рейн-Неккар» (нем. Rhein-Neckar-Dreieck) — регион-метрополис в Германии с населением 2,4 миллиона человек. Расположен на пересечении земель Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц и Гессен, в верхнерейнской низменности на месте впадения в Рейн реки Неккар, откуда и получил своё старое название. Седьмой по величине экономический регион Германии.

Рейнланд-Пфальц (нем. Rheinland-Pfalz), (произношение , пфальц. Rhoilond-Palz) — земля в юго-западной части Германии. Столица — город Майнц.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Имперский Вормсский собор в Германии

В Германии наиболее полно и ярко романский стиль воплотился в архитектуре. Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010—33). Архитектура западных областей Германии начала приобретать значение на пороге XI в. (церковь Санкт Мария-им-Капитоль в Кельне, до 1049—65). Новый масштаб немецкой архитектуре придали такие грандиозные сооружения, как собор в Шпейере, первое здание которого было начато в 1030 г. В германских землях разителен контраст между скромными, в каком-то смысле аскетическими церквами, возведенными в реформированных монастырях, и знаменитыми «имперскими» соборами в Майнце (1081—XIX в.), Вормсе (1170—1240) и Шпейере (1030—XIX в.) — мощными, величественными базиликами с толстыми стенами, узкими окнами и массивными башнями. Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах (1093—1156). Она справедливо снискала славу наиболее классического здания немецкой романики. Значительный вклад в романское зодчество внесли церкви XII—XIII вв. в Кельне (Церковь Гереонскирхе, 1219—27). Волна активного строительства в городе началась во второй половине XII в. Значительное распространение получил тип церкви с трехлепестковым завершением хора. Подобный план был положен в основу церкви Гросс-Санкт-Мартин (около 1185—1240).
На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты (собор в Бамберге, 1186—1237).
Эпоха романики в Германии отмечена строительством ряда значительных светских зданий и фортификационных укреплений. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). Непременной принадлежностью пфальца был «палас» — ряд помещений дворцового типа. Парадные залы начали возводить и в замках крупных феодалов.
Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов; на фасадах она стала появляться лишь в конце XII. Сначала это были рельефные вставки, позднее — развернутые композиции. Широко представлены рельефные украшения распятий (Брауншвейгское распятие, ок. 1160), светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг и т.д. Замечательным памятником скульптуры являются двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1015), целиком отлитые из бронзы и украшенные рельефами с изображениями сцен из Ветхого и Нового заветов. Скрытый текст

Церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. 1010—33

Хильдесхайм, Германия
Постройкой, которая подводила итоги исканиям раннего этапа средневековья, стала церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. Церковь имеет двустороннюю ориентацию, симметрично расположенные трансепты и башни, порталы и окна. На востоке храм завершали три апсиды, в западной части — крипта и хор с обходом. В постройке поражает исключительная точность пропорций, ясная композиция, мудрая простота сочетания объемов. Отчетливо прослеживается попытка найти единый модуль архитектурных масштабов. Им стал квадрат средокрестия, который повторяется и модифицируется в основных компонентах плана.

Бронзовые двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. 1015
Бронза, литье.
Церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме, Германия

Бронзовые двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме стоят на пороге немецкой романики. Их создание связано с епископом Бернвардом, яркой личностью оттоновской эпохи. Как полагают, над дверями, трудились два скульптора. В соответствии со средневековой типологией, отыскивавшей параллели в текстах Ветхого и Нового заветов, на хильдесхаймских дверях представлены их основные эпизоды. И с этой точки зрения двери — наглядный образец средневековой «библии для не умеющих читать». Грехопадение, братоубийство и искупительная миссия Христа изображены с наглядной назидательностью. В сценах из Ветхого завета господствует динамика; события евангельского цикла трактованы величаво и торжественно. Взаимоотношения персонажей определяются их поступками, противоборством человеческой и божественной воли. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногами, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки хильдесхаймских дверей необычайно подвижны и деятельны. Бог грозно уличает прародителей, они в страхе и стыде дрожат перед ним и пытаются отвести от себя обвинение; Ева ропщет, покидая Эдем; Каин с ужасом внемлет Божьему гласу.

Бог уличает Адама и Еву. Рельеф бронзовых дверей церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. 1015
Бронза, литье.
Церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме, Германия

В сценах из Ветхого завета господствует динамика. Взаимоотношения персонажей определяются их поступками, противоборством человеческой и божественной воли. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногами, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки хильдесхаймских дверей необычайно подвижны и деятельны. Бог грозно уличает прародителей, они в страхе и стыде дрожат перед ним и пытаются отвести от себя обвинение.

Церковь Санкт-Мария-им-Капитоль в Кельне. До 1049—65

Кельн, Германия
Архитектура западных областей Германии стала приобретать значение на пороге XI столетия. Романская церковь Санкт-Мария-им-Капитоль явилась одной из построек, служивших примером для архитекторов последующего времени. Ее восточная часть получила в 1065 г. планировку в форме трилистника. Квадрат средокрестия с трех сторон охватывали полукружия триконха, с четвертой примыкал продольный неф.

Собор в Шпейере.1030—XIX в.

Шпейер, Германия
Романский собор Санкт-Мария-унд-Штефан в Шпейере имеет длительную и запутанную историю. Неизменным остался лишь в основном план обширной (длина 133 м) крестообразной базилики с большой криптой, западным притвором с башнями и восточным хором, также фланкированным башнями. Для истории архитектуры наиболее значительной была перестройка собора по инициативе Генриха IV (ок. 1080 — ок. 1106). Собор, дотоле сохранявший деревянные конструкции в центральном нефе, был полностью перекрыт крестовыми каменными сводами. С этой целью была поднята высота центрального нефа, а четные опоры усилены трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями. Первоначальное прямоугольное завершение хора было заменено полукруглой апсидой. В строительстве шпейерского собора в XII в. принимали участие ломбардские мастера. Не исключено, что именно ломбардцы принесли в Шпейер технику возведения сводов. Более вероятно итальянское происхождение архитектурного декора имперского храма — карликовых галерей и богатой орнаментальной резьбы на обрамлениях окон трансепта. Но в немецком соборе аркады сильнее подчеркивают мощь стены, а стройные полуколонки — полуцилиндр апсиды.

Собор в Майнце. 1081—XIX в.

Майнц, Германия
Романский собор Санкт-Мария-унд-Штефан в Майнце неоднократно перестраивался —вследствие пожаров. Основное строительство ныне существующего здания развернулось в XII—XIII вв. (освящен собор в 1239 г.) и велось в два этапа. Зодчие сохранили в Майнце двустороннюю ориентацию храма, в XII в. она воспринималась как оппозиционная к монастырской и римской традиции. В обработке фасадов вновь восторжествовал излюбленный на Рейне архитектурный декор из ниш и карликовых галерей. Более строгая обработка восточной части здания сменилась в начале XIII в. пышной и сложной декорацией западного трансепта и башни над средокрестием.

Собор в Вормсе. 1170—1240. Западный фасад

Вормс, Германия
Последним из крупнейших рейнских соборов был собор Санкт-Мария-унд-Штефан в Вормсе. Завершенный почти полностью на рубеже XII и XIII вв., он отличается наибольшим единством архитектурного облика. Здание имеет двустороннюю ориентацию. Восточная часть с трансептом завершалась плоской стеной; западный хор, напротив, далеко выступает вперед. Круглые окна-розы, нервюрные своды говорят о знании вормскими строителями французской готики. Однако эти мотивы не нарушили основных принципов романской архитектуры, а выступили всего лишь как новая усложненная деталь декора.

Церковь монастыря Мария Лах. 1093—1156

Германия
Особое место в немецкой архитектуре занимает церковь монастыря Мария Лах. Она справедливо снискала славу наиболее классического здания германской романики. Монастырская церковь была основана светским феодалом. Наличие атрия — «парадиза» — подчеркивает восточную ориентацию храма, но с западной стороны перед атрием церковь завершается вторым хором. Тем самым Мария Лах как бы собрала воедино основные принципы немецкого храмового зодчества романской эпохи. Наружный облик здания определяет мужественная красота ясных и пластически выразительных геометризированных объемов, покрытых скупым декором. Внутреннее пространство полностью перекрыто крестовыми сводами.

Церковь Гереонскирхе в Кельне. 1219—27

Кельн, Германия
В Германии, как и в других странах, основу готического искусства составляла архитектура. Ее переход к новой художественной системе не был легким. Вторжение готических элементов носило спорадический и неравномерный характер. Немецкие строители воспринимали в первую очередь декоративную, а не конструктивную сторону французской готики. Церковь Гереонскирхе в Кёльне имеет высокие стрельчатые окна, однако контрфорсы и аркбутаны мирно уживаются в ней с тяжелыми гуртами сводов, романским архитектурным декором и конструктивным главенством стены.

Церковь Грос-Санкт-Мартин в Кельне. Около 1185—1240

Кельн, Германия
В XII—XIII вв. в Кельне широкое распространение получили церкви с трехлепестковым завершением хора. Такова церковь Гросс-Санкт-Мартин, стройным силуэтом возвышающаяся над Рейном. Отличительная черта романских церквей Кельна, построенных по заказу городских цехов, — их строгий, но жизнерадостный характер. Этому в немалой степени способствуют светлый розовато-желтый камень, из которого возведены стены, а также обильный архитектурный декор и подвижные ритмы силуэтов. Архитектура Кельна интересна также и тем, что по мере развития церковного строительства здесь изменилась роль крипты. Трансформация культа святых привела в XII в. к тому, что реликвии выставлялись для всеобщего обозрения в хоре. Их заключали в роскошные раки и сооружению крипт уделяли теперь меньше внимания — церковь Гросс-Санкт-Мартин не имеет ее вовсе.

Собор в Бамберге. 1186—1237

Бамберг, Германия
На рубеже XII—XIII вв. в Германии существовал так называемый переходный стиль, сочетавший в себе романские и готические черты. Таков, например, собор Санкт-Петер-унд-Георг в Бамберге: суровость гладкой поверхности стен нарушили декоративные аркады и многочисленные окна; башни стали менее массивными; фасады, покрытые рельефами, потеряли былую строгость.

Пророки и апостолы. Скульптура ограды Георгиевского хора собора в Бамберге. Около 1230
Камень.
Собор в Бамберге, Германия

Во второй половине XII в. пути развития немецкой скульптуры становятся более сложными. С одной стороны, выявилось стремление к острой характеристике образа, к экспрессии, конфликтности ситуации. Наиболее ярко обозначилось это направление в последние десятилетия XII в. и на пороге готики создало такой исключительный по силе и выразительности памятник как фигуры спорящих апостолов и пророков на ограде Георгиевского хора собора в Бамберге (ок. 1230). Романская декоративность композиции столкнулась здесь с острым реализмом. Древний мотив диспута мастера Бамберга превратили в духовное единоборство, доведенное до предельного накала страстей. Действие определяет движение тел, мимику лиц, энергичные жесты фигур, коренастых и крепких, с характерными до портретности головами. Спорящие исполнены духовного горения, фанатизма и жажды истины, они яростно спорят или убеждают. Часть фигур показана со спины.

Всадник. Скульптура из собора в Бамберге. Около 1237
Камень.
Собор в Бамберге, Германия

«Всадник» — наиболее загадочная фигура среди бамбергских статуй. До сих пор не умолкли споры о том, кого она изображает. Всадник был символом власти. Корона на голове статуи позволяет видеть в скульптуре воплощение царского достоинства. Но по своему образному смыслу бамбергский «Всадник» глубже и шире, чем изображение волхва или императора. Он ближе героям рыцарской литературы. Испытующий взгляд, устремленный вдаль, роднит бамбергскую статую с правдоискателями рыцарских романов, влекомых стремлением к идеальному преобразованию как человеческой личности, так и всего общества в целом.

Источники:
http://vuzlit.ru/490167/imperskie_sobory_germanii
http://romanesque-art.livejournal.com/50497.html
http://www.de-online.ru/news/samye_samye_sobory_germanii/2015-03-04-87?_utl_t=vk
http://studwood.ru/1697112/nedvizhimost/romanskaya_arhitektura_germanii_razvitie_traditsiy_arhitektury_karolingov_imperatorskie_sobory_mayntse_shpeere
http://howlingpixel.com/i-ru/%D0%92%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80
http://www.sites.google.com/site/mhk10klass/romanskij-stil-v-germanii
http://www.go2munich.ru/hofbrojhaus-pivovarnya-i-pivnaya-v-myunhene/

Ссылка на основную публикацию