Как устроена система образования в Израиле

Как устроена система образования в Израиле

Школьное образование в Израиле длится в течение 12 лет. За это время человек может изучить несколько предметов и даже получить специальность, позволяющую устраиваться на работу. Обучение в школах Израиля интересует в основном репатриантов, у которых есть маленькие дети. Хочется знать, на что делают акцент школы Израиля и как организована система образования на начальных этапах.

Организационный процесс учебы и система разделения школ

Не все школы придираются к посещаемости учеников, хотя отставание от программы может стать проблемой во время сдачи тестов на аттестат зрелости. Тем не менее, у учеников достаточное количество официальных каникул. Учебный год начинается с первого сентября и заканчивается либо 30 июня (для начальных классов), либо 20 июня (с 7 по 12 класс). А вот остальные каникулы больше приурочены к религиозным праздникам. Обычно, это три недели в апреле на Песах, во время праздника Суккот (осенью) и в дни Хануки (в декабре).

Существует в Израиле несколько типов школ. Большинство из них – бесплатные, но есть и частные заведения.

Школы Израиля делятся на:

  • Государственные учреждения;
  • Религиозные государственные школы;
  • Ортодоксальные религиозные школы – те, в которых разрабатывается собственная программа с религиозным уклоном, а еще девочки с мальчиками учатся раздельно;
  • Школы с уклоном в искусства, науку или технику. Обычно их программа рассчитана на 7-12 классы. Могут быть частично платными.
  • Частные учреждения, которые полностью оплачиваются родителями. Такие школы должны быть одобрены министерством просвещения.
  • Арабские школы – те, в которых учатся дети-палестинцы на арабском языке.

Записаться в школу несложно, эту процедуру делают родители-репатрианты ребенка. Достаточно знать следующие факты:

  • Запись ведется в отделах образования местных советов или муниципалитетов. Именно там могут предоставить всю информацию о школах, в которые можно записать ребенка с данного района.
  • В первый класс идут дети, достигшие шестилетнего возраста до определенной даты по еврейскому календарю. Об этом также можно узнать в отделе образования.
  • Запись ребенка в школу ведется только по районам. Существуют и межрайонные школы, которые обладают специальным уклоном и туда можно записаться всем без исключения.
  • Репатрианты направляются в классы по возрасту ребенка. Но по желанию можно и записаться на класс ниже, чтоб подтянуть программу. Особенно это касается учеников-репатриантов выпускных классов.
  • Чтоб перейти с 8 класса дальше в тихон, требуется сдать специальный психотест на определение степени мышления и интеллекта ребенка. Если это ребенок-репатриант, то сдача психотеста может происходить на русском языке. На основе этого тестирования и результатов успеваемости психолог с учителем решают вопрос о дальнейшем обучении.

Школы Израиля условно делятся на несколько частей-этапов:

Начальная школа (бейт сефер йесоди).

В ней учатся дети от 6 до 12 лет, что соответствует 1 – 6 классу. Если школа государственная, то уроки продолжаются до часу дня с 8 утра, а если религиозная, то детей отпускают в 2 часа дня. При этом детям не ставят оценок и не задают домашнее задание. Обязательными предметами являются:

  • Иврит (чтение, письмо и развитие речи);
  • Английский язык;
  • Природоведение;
  • Математика;
  • Музыка;
  • Искусство (общее между рисованием и трудом);
  • Правила дорожного движения.

В четвёртом классе детям начинают преподавать ТАНАХ (Священное Писание иудеев) и программирование. А вот уже в третьем классе ученик сдает экзамен, который проходит в два этапа. Главной целью экзамена является отбор специальной одаренной группы и перевод ее на обучение по особой программе.

Промежуточная школа

Это программы на 7-9 класс. К ним добавляются такие предметы, как:

  • история;
  • география;
  • гражданское право;
  • второй иностранный язык.

Иногда включают еще несколько предметов в зависимости от выбора ученика. Оценки ставят по сто балльной системе. Продолжается разделение на группы по успеваемости. В них предметы учатся на разной степени нагрузки.

Полные средние школы (хатива эльона)

Самые престижные полные средние школы проводят вступительные экзамены. Для поступления в остальные заведения потребуется предыдущий аттестат. Сами школы делятся на несколько видов:

  1. Общеобразовательные. Обычные школьные предметы. Иногда можно выбрать уклон в науку или в гуманитарную сторону.
  2. Профессиональные. Школы, в которых возможно получение рабочих специальностей и после окончания устроится на работу, например, младшим инженером.
  3. Сельскохозяйственные школы-интернаты. Делается уклон в сторону агрономической работы.
  4. Военные школы-интернаты. Заведения, в которых готовят людей для работы в Оборонной Армии Израиля.
  5. Религиозные (иешивы). С уклоном на изучение иудаизма и Торы. Выпускники могут работать переписчиками Торы или разбираться с кошерностью питания, обе профессии являются высокооплачиваемыми.

Документация по окончании школы Израиля

Аттестат зрелости выдается на основе тестов в одиннадцатом или двенадцатом классе. Ценность аттестата зависит от:

  • Количества сданных предметов, из которых 7 обязательных;
  • Степени и глубины изучения предметов (базовая, средняя и глубокая степень изучения).

Сам аттестат содержит в себе среднее арифметическое между школьной оценкой и той, которая получена на экзамене. Максимальная оценка аттестата зрелости в Израиле – 100 баллов. Репатрианты имеют льготы в виде облегченной сдачи экзаменов по гуманитарным предметам. Остальные экзамены можно сдать на родном языке или в устной форме.

Если ученик не сдал тест, то есть возможность пересдать позже. Если ребенок вообще не может посещать школу, то можно записаться на вечернее обучение. Обучение проходит в течение 4 лет, а последние два года с уклоном на выбранную специальность и три раза в неделю. После такой программы можно стать: программистом, парикмахером, кондитером.

Школьное образование для репатриантов

Среднее образование в школах Израиля — бесплатное для всех граждан страны. При этом доплатить придется только за учебники или за посещение дополнительных занятий. А ученики из одаренных групп могут получать занятия бесплатно. Классы организовывают путешествия, которые оплачиваются родителями, а также потратить деньги придется на фонд школы.

В любом случае, сумма редко превышает одну тысячу шекелей в год. При этом министерство абсорбции и министерство просвещения помогают малоимущим семьям и репатриантам.

Репатрианты по приезду сразу должны записаться в школу. Там возможна организация дополнительных занятий, особенно по новым предметам, вроде ТАНАХ или иврита. Иногда собирают адаптационные классы, рассчитанные на репатриантов. А также есть возможность получения направления на летний ульпан для школьников с 12 лет для изучения языка. Совет или поддержку можно получить в консультационной психологической службе, такая есть при каждой школе в Израиле. Иногда они помогают разобраться со способностями и наклонностями ребенка.

После того, как среднее образование в Израиле получено, выпускники призываются на обязательную службу в армии. Конечно, некоторые из них берут отсрочку, но в большинстве случаев 18-летних абитуриентов почти нет. Отсрочка дается и репатриантам, которые готовятся к поступлению в ВУЗ. Но для Израиля служба в армии – почетное дело. Школы Израиля охотно принимают новичков на любом этапе обучения.

Система образования в Израиле

Система образования Израиля соответствует выбранному курсу страны – движению к постиндустриальному обществу. Инвестиции и расходы на образование только растут, востребовано профессиональное обучение и повышение квалификации. Трудоустройство в ведущих компаниях мира – это привычное дело для выпускника любого израильского вуза благодаря гибкости, продуманности и высокому качеству образовательной системы государства.

Виды образования в Израиле

В этом государстве есть три вида образования:

  • государственное. Учеба в Израиле осуществляется согласно методике и программам, утверждённым Министерством Просвещения;
  • государственно-религиозное. Помимо обязательных образовательных программ, 40% времени уделяется религиозным предметам;
  • независимое. Это образовательные школы по изучению Торы, часть из них неподконтрольна правительству, некоторые финансируются государством.

Степени получения образования в Израиле

Они особо не отличаются от общепринятых:

  • дошкольное образование;
  • школьное;
  • высшее

Видео о системе образования в Израиле

Дошкольное образование

Для малышей до трёх лет предусмотрены ясли и детские сады, которыми ведает Министерство промышленности. Детей постарше (до 5 лет) можно отдать в специальные детские сады муниципального подчинения (тром-хова). В них воспитатели предпочитают игровое обучение, а педагоги и психологи готовят малышей к дальнейшим школьным будням. Дошкольное обучение в Израиле построено так, что уже в пять лет дети учатся читать и писать. Занимаясь в подготовительных группах, они знакомятся с математикой, основными знаниями о природе, с государственными и религиозными датами.

Особенности школьного образования

Три вида образования, о которых уже было сказано, в полной мере распространяются на школьное. Однако стоит отметить, что единой утвержденной программы обучения в Израиле для всех школ нет. Учебные заведения вольны выбирать сами методы и средства обучения, хотя и находятся под контролем правительства. Как и в России, школьное образование в Израиле начинается с 6 лет и делится на три ступени:

  • начальное — с первого («алеф») по шестой («вав») класс;
  • неполное среднее или промежуточное — с седьмого класса («заин») по девятый («хэт»). Возраст учеников — от 12 до 15 лет;
  • среднее — с десятого («йуд») по двенадцатый («йуд-бет) класс. В итоге дети заканчивают школу в 18 лет.

На протяжении всей средней школы каникулы выпадают на еврейские праздники (кроме летних).

С начальной школы уже начинается изучение иврита в Израиле. Домашнее задание с 1 по 6 класс отсутствует, считается, что вначале нужно научиться элементарно запоминать суть того, что преподаёт учитель.

В государственных школах обязательны к изучению 75% предметов, это стандартные математика, история, английский, информатика, география, иудаистика. 25% остальных выбираются на учебном совете. В государственно-религиозных школах повышенное внимание уделяется соблюдению норм в поведении и одежде. На первый план выходят религиоведение и иудаистика, чтение молитв и Библии.

Родители могут отправлять детей в платные кружки: драматические, профессиональные и технические.

В школах промежуточного уровня начинается деление школьников на группы по успеваемости и способностям. Детей готовят к средней школе, требования к их успеваемости вырастают. В зависимости от способностей учащихся предметы в группах преподаются на разных уровнях.

Полная средняя школа отличается от неполной тем, что в ней готовят к поступлению в вузы, после чего выдают аттестат зрелости, или «багрут». Для его получения нужно сдать Государственный Выпускной Экзамен, с которым справляются далеко не все школьники.

Существуют также профессиональные средние школы в Израиле, в которых могут обучаться дети от 15 до 18 лет, готовясь к какой-то определённой профессии. Есть также сельскохозяйственные школы, военные академии и «йешива» — школы-интернаты религиозного образования. В некоторых из профессиональных школ есть 13 и 14 класс специально для обучения на младшего инженера или техника.

В школах Израиля используется пятибалльная система, в 11 классе начинается деление на профили: научный, гуманитарный или технический.

Репатрианты

Существует специальное образование в Израиле для репатриантов – евреев, которые возвратились на Родину. Они имеют право на денежную помощь от государства, облегченную сдачу экзаменов и упрощённое обучение. Также репатрианты ходят на дополнительные занятия по ивриту или на предметы, связанные с этим языком. Для них часто организовывают классы, помогающим детям адаптироваться.

Для старшеклассников существуют специальные школы Наале в Израиле, обучение в которых бесплатное, также государство финансирует проживание и питание репатриантов. Это трёхгодичные школы, доступные для подростков, которые 9 или 10 класс уже окончили. Основная цель – получение аттестата зрелости, на что и рассчитана учебная программа с интенсивным курсом иврита, а также приобщение к еврейским национальным ценностям. Учащийся волен выбирать предметы в зависимости от предпочтений и склонностей.

Школы с русским языком обучения

Достаточно хорошо представлены русские школы в Израиле, в них начинают учиться уже с 4 лет, несмотря на платное обучение (оно дешевое и доступно каждому). Записаться туда можно любому желающему, но хорошо, если ученик умеет элементарно объясниться по-русски. Как правило, в таких школах учатся дети новых репатриантов. Кроме русского языка и литературы, в этих школах учат математике, музыке, радуют детей развивающими играми.

Высшее образование

Трехступенчатое высшее образование в Израиле немного отличается от привычной российской системы:

  • бакалавриат – 3 года в университетах. Колледжи в Израиле предоставляют 4 года обучения;
  • магистратура длится 2 или 3 года;
  • докторантура. Аналог российской аспирантуры. Период обучения зависит от вуза. На подготовку и защиту докторской работы даётся от 2 до 4 лет.

Колледжи Израиля предназначены для освоения технических специальностей, и многие студенты идут туда получать практические знания, чтобы потом применить их в деле. В этой стране они имеют более престижный статус, чем в России.

Сейчас в Израиле можно поступить в один из девяти университетов, у каждого из которых свои особенности. Например, Еврейский университет, расположенный в Иерусалиме, считается старейшим и старым престижным вузом страны. В нём уютно себя могут чувствовать и гуманитарии, и представители технических специальностей. Тель-Авивский университет больше ориентирован на экономические и общественные науки. Также он известен студентами технических дисциплин, как и Технион в Хайфе, где располагаются исследовательские центры Google.

Поступление в университет

Чтобы стать студентом любого университета, необходим аттестат, подтверждающий окончание средней школы, знание иврита, английского и сдача психометрического теста. Он проверяет способность логически и математически мыслить, а также владение английским. На точные или естественные науки сдаётся экзамен по математике, также могут быть дополнительные испытания по профильным дисциплинам. Не исключено собеседование или написание творческих работ, что больше касается гуманитарных специальностей. Стоимость обучения в Израиле варьируется от 2,5 до 3 тысячи долларов в год независимо от университета и факультета, это без учёта расходов на жилье, канцелярию и т.д.

Образование для русских в Израиле

Для русских учеба в Израиле на факультете какого-либо из девяти вузов вполне возможна, необходимо только пройти годичный курс подготовки, который называется “СЕЛА”. Будущих студентов обучают ивриту и необходимым дисциплинам для учебы в университете. Экзамены, необходимые для поступления:

  • иврит;
  • английский;
  • математика;
  • логика;
  • сдача психометрического теста.

Отметим, что медицинское образование в Израиле для иностранцев недоступно.

Обучение для русских, как и для любых иностранцев, платное. Однако они не чувствуют там себя полностью за границей, поскольку 40% преподавателей любого университета говорят по-русски, на нем читают много предметов не только в вузах, но иногда и на подготовительных курсах. И это происходит несмотря на то, что национальные языки Израиля – иврит и арабский.

Послевузовское образование

Возможно как для граждан Израиля, так и для иностранцев, в том числе русских. Его можно получить в традиционных и специализированных университетах, где нужно будет заниматься по программам докторантуры. Обучение платное, как и в случае с бакалавриатом и магистратурой. Обязательные языки для поступления – английский и иврит.

Подтверждение диплома

Это первый шаг на пути к поиску работы, но не стоит путать его с получением разрешения. Подтверждение диплома в Израиле делает Министерство Просвещения. Процедура занимает примерно три-четыре недели, после чего можно получить справку об академической степени и подтверждении диплома, который предварительно заверяется нотариально вместе с вкладышем.

Система образования в Израиле оптимальна для тех, кто желает после него устроиться на достойную работу и одновременно получить всесторонние знания по многим дисциплинам. Также оно является отличным способом погрузиться в тысячелетнюю историю страны, её законы и обычаи, выучить Священное Писание. Получить высшее образование в Израиле почётно для любого человека, в государстве ценятся и точные науки, и гуманитарные.

Система высшего образования в Израиле. Краткий обзор состояния и перспектив развития

«Наша главная цель – содействовать развитию системы высшего образования, обеспечив ей уровень наиболее признанных университетов мира, а также гарантируя равные возможности самореализации для всех студентов.
Система высшего образования в Израиле включает в себя разные типы учебных заведений и предусматривает возможность свободного перехода студентов из одного вуза в другой.
Израильская система высшего образования разработала специальную программу материальной поддержки для малоимущих студентов».

«Израиль 2028. Стратегия и видение». Комиссия Брандта, авторы А. Горовиц, З. Тадмор, 2008 г.

Система высшего образования в Израиле во многом отражает те ценности, на которых построено израильское общество. Имеется в виду как стремление к высокому академическому уровню, так и доступность высшего образования для всех слоев населения.

В данном докладе использованы материалы новейшего исследования профессора Ури Кирша «Стратегия высшего образования в Израиле: доступность, высокий уровень при ограниченных ресурсах», июнь 2010 г., Израильский технологический институт.

Темы, которые мы собираемся затронуть, касаются процессов развития системы высшего образования в Израиле, появления новых типов вузов, места израильских университетов в международных рейтингах, и, наконец, профиля израильского студента.

Развитие системы высшего образования в Израиле

Фундамент системы высшего образования был заложен в 20-е годы ХХ века, когда Технион в Хайфе (1924 г.) и Еврейский университет в Иерусалиме (1925) открыли для желающих свои двери. Прирост населения, а также экономическое и социальное развитие привели к постоянно возрастающему интересу к получению высшего образования среди молодежи.

С 1949 по 1976 гг. в стране было открыто 6 новых университетов: Институт им. Вейцмана (1949 г.), Бар-Иланский университет (1955 г.), Тель-авивский университет (1956 г.), Хайфский университет (1963 г.), Университет им. Бен-Гуриона (1969г.) и, наконец, Израильский Открытый Университет (ОУИ) (1976 г.), который занимает особое место в этом списке. Именно он воплощает те принципы доступности и высокого качества, о которых мы упомянули в начале статьи. В отличие от классических вузов, для поступления в ОУИ не требуется аттестат зрелости или какие-либо вступительные экзамены. ОУИ является единственным университетом в Израиле, который издает учебные пособия и работает по принципу дистанционного обучения. Филиалы ОУИ разбросаны по всей территории Израиля, обеспечивая возможность получения академического образования жителям любых районов страны.

С провозглашением Государства Израиль в 1948 году в стране насчитывалось 1600 учащихся высших учебных заведений. В 1960-м году число студентов выросло до 11-ти тысяч. С 1960-го года рост числа учащихся в вузах составлял 14% в год. Так, в 1970-м году в вузах уже обучались более 35-ти тысяч студентов. По последним данным ЦСБ Израиля за период с 1990 по 2008 год процент поступивших в вузы вырос в два раза (если в 1989-90 гг. число студентов составляло 80,748 человек, то в 2007-8 учебном году число студентов выросло до 220,000, а число поступивших выросло до 46,000 человек). На сегодняшний день это число выросло до полумиллиона. Так же постоянно увеличивается поток студентов, обучающихся на вторую степень (во избежание неясностей следует особо почеркнуть, что система израильского высшего образования построена по трехступенчатому принципу: первая степень ВА (бакалавр), вторая степень – магистр (МА) и третья степень – доктор (PhD)).

Рост и развитие новых типов вузов (1990–2008 гг.)

Израиль занимает сегодня одну из верхних ступеней мирового рейтинга по проценту обладателей академической степени: 44% обладателей степени в возрасте 25-64 лет в Израиле по сравнению с 27% в среднем в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭCР).

Увеличение потока репатриантов, а также экономический рост, привели к возрастающей потребности в образовании и к расширению сферы деятельности системы высшего образования. Эти процессы способствовали увеличению числа различных типов учебных заведений цель которых – предоставить альтернативные решения, отвечающие требованию доступности высшего образования по всей стране. По закону все научные степени, полученные в университетах и других учебных заведениях, равноценны. Университеты обязаны принимать на обучение на степени магистра и доктора на абсолютно равных основаниях выпускников всех университетов и других высших учебных заведений.
Наиболее бурный рост числа вузов зафиксирован в период с 1990 по 2008 г. Если в 1989–90 учебном году число вузов в Израиле составляло 21 (среди них 8 университетов, 6 академических колледжей и 7 педагогических колледжей), то 2007-8 учебном году число академических колледжей выросло до 34-х, а педагогических – до 24-х.

Таким образом, общее число вузов выросло до 66-ти, увеличившись более чем в три раза. При этом число университетов оставалось неизменным.

Бесспорно, этот процесс отражает динамичное развитие израильского общества и его растущую потребность в высшем образовании. Наряду с этим, столь стремительный рост числа вузов требует постоянного совершенствования методов объективного контроля качества образования, ответственность за который несет Совет по высшему образованию.

Рейтинг израильских университетов

Обладающий малой площадью и немногочисленным населением, лишенный многих необходимых природных ресурсов и обремененный нуждами обороны, Израиль с момента образования государства в 1948-ом году прошел долгий и плодотворный путь. С 1950-го года население страны и валовой внутренний продукт на душу населения увеличились почти в пять раз в реальном исчислении. Ни одно объяснение такого экономического роста не будет полным, если не принимать во внимание израильскую динамичную и эффективную систему научно-исследовательской деятельности.

У Израиля долгая история достижений в фундаментальных и прикладных научных исследованиях. Сегодня Израиль занимает одну из верхних ступеней по проценту обладателей академической степени: 44% обладателей степени в возрасте 25-64-х лет в Израиле по сравнению с 27% в среднем в странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

Данные международных рейтингов системы высшего образования за последние годы указывает на ряд впечатляющих достижений Израиля. Три израильских вуза (Еврейский университет в Иерусалиме, Тель-Авивский университет и хайфский Технион) занимают почетное место в первой сотне лучших университетов мира. Таков результат классификации Шанхайского академического рейтинга и Times Higher Education Supplement (THES).

В нескольких отраслях Еврейский университет и Технион занимают в международной таблице 25-30-е места. Согласно Шанхайскому академическому рейтингу ста лучших университетов мира в области компьютерных наук, Институт им. Вейцмана занял в 2010 году 12-е место, Технион – 15-е место, Еврейский университет в Иерусалиме – 21-е место и Тель-Авивский университет – 31-е место.

Женщины в израильских высших учебных заведениях

Доля женщин среди израильских студентов постоянно растет. Уже в конце 1980-х годов женщины составляли более 50% общего числа студентов, и эта тенденция продолжалась в 90-ые годы. Кроме того, в тот же период было зафиксировано увеличение процента женщин, обучающихся на степени выше степени бакалавра. В 2005 году процент женщин, обладательниц степени бакалавра (ВА), составлял 57%. На тот же 2005 год процент женщин, обладательниц степени магистра (МА) равнялся 60% (по сравнению с 27% в 1970 году). Еще более стремительный рост наблюдается среди женщин, обладательниц докторской степени (PhD). В 1970 году лишь 20% израильских женщин удостоились докторской степени. В 2005 году этот показатель вырос до 51%.

Студенты-арабы в израильских высших учебных заведениях

Особая ситуация сложилась среди арабского населения Израиля. Разрыв в успеваемости начинается уже в средней школе: в 2004-ом году лишь 82% 17-летних арабских юношей и девушек посещали школу, тогда как среди евреев эта цифра составляла 92%.

Однако процент студентов высших учебных заведений среди арабов постоянно растет. В 1991-ом году после окончания школы в высших учебных заведениях учились всего лишь 10,7% арабских выпускников средних школ, к 2002-му году их доля возросла до 18,8%.

В начале 90-х во всех высших учебных заведениях Израиля учились 5000 студентов-арабов. К 2005-му году их число более чем утроилось. Более того, самые впечатляющие показатели были отмечены среди арабских женщин – учащихся высших учебных заведений. Этому процессу во многом способствовало открытие середине 90-х годов академических колледжей на периферии, что обеспечило доступность академического образования для этого сегмента населения.

И всё же, процент студентов-арабов, получивших степень бакалавра, остается весьма низким – лишь 11,4% в 2005-ом году, хотя доля арабской молодёжи в возрасте 20-24-х лет среди израильской молодёжи в целом составляет около 20%.

Из общего числа студентов университетов в 2004-ом году студенты-арабы последнего курса на степень бакалавра составляли 10,1% по сравнению с 6,7% в 1990-ом. В академических колледжах с 1997-го по 2005-й гг. доля студентов-арабов выросла с 3,5% до 5,6%, а в педагогических колледжах – с 15,6% до 30,4%.

В последнее время в университетах стало больше студентов-арабов, продолжающих учиться на степень магистра – с 3,6% в течение 90-х до 5,1% в 2004-ом году.

Взгляд в будущее

Как мы могли убедиться на основании приведенной выше статистики, в системе высшего образования Израиля наблюдается устойчивая положительная динамика, для поддержания которой необходимо уделить особое внимание следующим направлениям:

  • Усовершенствование и модификация системы преподавания в вузах, что означает разработку новых программ и использование новейших технологий в процессе преподавания.
  • Реформа высшего образования – унификация системы израильских академических степеней в соответствии с признанными в мире стандартами.
  • Укрепление статуса гуманитарных наук

К сожалению, прагматизация образования привела к падению интереса к гуманитарной сфере. В сентябре 2010 года израильское правительство разработало национальный план повышения статуса гуманитарных наук, согласно которому студенты, обучающиеся на степень бакалавра, независимо от выбранного направления, должны будут включить в курс обучения обязательный блок гуманитарных наук. Для реализации этой программы и привлечения студентов на гуманитарные факультеты Совет по Высшему образованию планирует выделить 12 млн. долларов.

Поощрение преподавания точных и естественных наук

С целью сохранения лидирующего статуса Израиля в области науки и технологии необходимо повышать уровень преподавания точных и естественных наук в средних школах. Реализация этого плана приведет к увеличению числа студентов, изучающих естественные и точные науки в вузах.

Привлечение студентов к академической учебе в региональных и периферийных колледжах за счет повышения стипендий и помощи в оплате жилья.

Автор: Софи Коцер,
Лектор Открытого университета Израиля,
2011 г. Тель-Авив

Обучение в школах Израиля

Иммиграция в Израиль всей семьей вместе с несовершеннолетними детьми накладывает на родителей большую ответственность. Сам переезд в чужую страну, где говорят на ином языке и все вокруг пока не знакомо, — большой стресс для ребенка. Для будущего детей важно, насколько легко им удастся адаптироваться в новых условиях, на что они могут рассчитывать и какое смогут получить образование. Важную социализирующую роль выполняет школа в Израиле. Поэтому первая задача для иммигрантов с детьми — познакомиться с системой образования страны и правильно выбрать для них школу.

Школьное образование в Израиле

Школьное образование в Израиле – тема постоянных споров внутри страны. Его критикуют за чересчур мягкий подход к ученикам, многие считают, что следует увеличить учебную нагрузку… У репатриантов же, закончивших в свое время школу в СССР, вызывает система образования в Израиле знакомое для россиян чувство недоумения: почему ребенок без зазубривания и домашних уроков, играя, начинает говорить на новом для себя языке, решает примеры, не боится учителей и плохих отметок.

Интересный факт. Ежегодно Израиль выделяет на нужды образования 10 % ВВП страны, что в несколько раз превосходит подобные расходы в РФ.

Среднее образование в Израиле регулируется рядом законов: «Об обязательном образовании» 1949 г. с последующими поправками (гарантирует бесплатное образование для лиц от 3 до 17 лет), «О государственном образовании» 1953 г., «Об особом образовании» 1988 г., «О правах ученика» 2000 г.

Структура школьного образования отражает неоднородность населения страны. Включает три ступени.

Первая ступень — начальное образование — “хинух йесоди”. Принимаются дети-шестилетки — 6 лет должно исполниться до установленной даты в декабре (Министерство образования ежегодно устанавливает точную дату согласно еврейскому календарю).

Говоря о том, сколько классов в израильской школе, следует отметить, что для Израиля характерна нумерация классов по буквам иврита. Существует два варианта начальной школы:

1—6 классы или “алеф—вав” — с 6 до 11 лет;

1—8 классы или “алеф—хет” — с 6 до 13 лет.

Детей не сильно загружают учебными предметами и заданиями на дом. Происходит процесс социализации, усвоения основ математики, письма, чтения, языков, музыки, живописи, естествознания, физкультуры.

Вторая ступень — среднее и старшее образование —”хинух аль-йесоди”:

средняя школа — “хативат бейнаим” — 7—9 классы, или “заин—тет” — с 12 до 14 лет;

старшая школа — “хатива эльйона” — 10—12 классы, или “йуд—йуд-бет” — с 15 до 17 лет.

В средней школе детей ожидает более глубокое усвоение материала, деление на группы по успеваемости, избрание будущей специализации в старшей школе — физмат, гуманитарное направление, биология и другие. Есть школы с продленным учебным днем — до 15.00.

Во многих городах (например, в Афуле) средние и старшие школы объединяет в один комплекс.

Старшие классы (тихон) бывают трех типов:

академические — нацелены на активную подготовку для сдачи тестов и получения “багрута” — аттестата зрелости, без которого не примут в университет (примерно 50 % выпускников старшей школы “багрут” не получают);

профессиональные — ученики имеют возможность обрести рабочую специальность;

универсальные — сочетают черты академических и профессиональных.

Третья ступень — среднее специальное и высшее образование (с 18 лет).

Учебный год в Израиле начинается для всех 1 сентября, заканчивается 20 июня (для старшей школы) и 30 июня (для начальной).

Школы в Израиле: типология и особенности

Израильское законодательство признает несколько видов школьных учреждений в соответствии со степенью госконтроля над их деятельностью:

государственные школы (светские) — обучается около 70 % всех учащихся детей в стране (первой светской школой в Израиле была ПИКА в Петах Тикве). Контроль над их деятельностью осуществляет Министерство образования Израиля: 75 % всех предметов читаются по программам министерства, а 25 % – по усмотрению самих школ. Среднее количество учеников в классах — до 40 человек;

государственно-религиозные. В религиозно-сионистских школах (25 % учащихся) — в большем объеме преподаются религиозные предметы, педагогический персонал в них — иудеи;

ортодоксальные школы — около 4 % детей. Здесь преобладают религиозные предметы.

В государственных школах обучение бесплатное, а частные школы в Израиле платные. Родители должны обеспечить ребенка учебниками, канцтоварами и одеждой.

Ежегодно Министерство образования рассчитывает размер разового денежного взноса родителей в «корзину культуры» – для оплаты экскурсий, выставок и других мероприятий, которые посещают школьники (900—1100 шекелей). Новым репатриантам и малообеспеченным предоставляется скидка 98 %.

В Израиле также есть государственные спецшколы (искусств, технологии, науки и другие) с долевым участием родителей в оплате обучения. В таких школах учебная программа шире министерской.

Присутствуют в стране также иностранные и частные школы (например, школа “Лео Бек” в Хайфе), которые признаны Министерством образования, соблюдают в основном министерские программы, но ряд предметов преподают в расширенном объеме, часто применяют собственную методику преподавания.

Во многих подобных школах преподавание ведется на английском языке. Обучение в них, как правило, платное. Так, например, в школе “Эвен-Йегуде” под Нетанией программа обучения в которой основана на американской, наиболее высокая плата за обучение по стране: 95—103 тыс. шекелей в год. Зато диплом после окончания позволит поступать в вузы США и Европы.

В Израиле активно используются уникальные образовательные методики – система Монтессори, методы Уолдорфа, генного потока, образование ТАЛИ.

В 1991 г. в связи увеличением иммигрантов из бывшего СССР, в Израиле был создан учебный американский центр «Шуву», под патронатом которого сегодня действуют 15 начальных и 10 старших школ с религиозным уклоном. Финансирование из США, бесплатное питание для детей привлекает в него детей из малообеспеченных семей.

Правительство Израиля совместно с еврейским агентством разработало программу “НААЛЕ 16” — «Дети иммигрируют перед родителями», которая предоставила возможность иностранным школьникам, имеющим право на репатриацию, завершить среднее образование и получить аттестат в Израиле в школах “Адассим”, “Йоанна”, “Кфар” “Галим” и других.). Больше информации можно получить на сайтах школ (например, “Мевоот Ирон” — mevoot-eron.elvistudio.com ).

Помимо среднего образования поступление в классы Техниона позволит уже после школы получить диплом инженера I степени (например, в Нахаляли) и поступить в технический университет.

Интересный факт. В Израиле школы не нумеруются. Каждая имеет собственное название — по имени известного деятеля или по названию улицы. Ученики школы должны носить однотонные футболки с эмблемой (сэмэль) школы — это школьная форма в Израиле. Эмблемы можно проставить бесплатно в магазине при покупке одежды или за 7 шекелей отпечатать на принесенной футболке.

Расписание уроков и школьные каникулы в Израиле

Израильские школы работают по пяти- и шестидневной неделе, которая начинается в воскресенье. Пятница — короткий день (4 урока). Во многих школах уроки спаренные — до 90 минут. В начальной школе в неделю проводится 31 урок (у первоклассников — 30).

Дети изучают основы математики, иврита, Танах, природоведение, английский, историю, музыку и др. Занятия в обычных школах — с 8.00 до 13.00, в религиозных — до 14.00.

Каждая школа имеет официальный сайт, на котором размещают все новости, домашние задания и расписание уроков.

В старших классах добавляются новые предметы: химия, физика, биология. Ученики кроме обязательных предметов могут посещать дополнительные — театральное мастерство, экономику и другие.

Некоторые учебные предметы в средней и старшей школах (математика, иностранный язык) преподаются по уровням: легкий, сложный и очень сложный.

Каникулы в Израиле у школьников привязаны к иудейским праздникам и поэтому подвижны:

  • 18 дней во время Песаха (апрель-май);
  • 7 дней Суккот (сентябрь-октябрь);
  • 7 дней Ханука (декабрь);
  • четыре раза в году отдых по 3 дня — на Рош ха-шана (сентябрь-октябрь), Йом Кипур (сентябрь-октябрь), Пурим (март) и Шавуот (июнь);
  • два раза в мае — по 1 дню (День Независимости и Лаг ба-Омер) — по состоянию на 2018-2022 гг.

Кроме того, израильские школьники отдыхают два месяца летом — июль и август. В иностранных или международных школах, действующих на территории Израиля, сроки каникул совпадают с принятыми в Европе и США.

Как устроить ребенка в школу в Израиле

По вопросам записи ребенка в школу следует обращаться в отдел образования местного муниципалитета и предоставить туда документы: удостоверения личности родителей, удостоверения репатриантов, свидетельство о рождении ребенка, бумаги с места предыдущей учебы.

Следует также изучить все отзывы в соцсетях о школах, находящихся в округе. Репатрианты могут записать детей в возрасте 6 лет в класс “алеф”. Если ребенку исполнилось 7 лет, но он не получил обязательного образования до школы — “ган-хова”, его по просьбе родителей также могут записать в первый класс.

Согласно израильскому законодательству, начальная и средняя школы должны находиться в шаговой доступности для учеников, поэтому детей отдают учиться по месту жительства.

Старшую школу можно выбирать по желанию, в том числе и в других городах (там может быть до 15 параллельных классов). Для зачисления дети должны пройти психотест; для новых репатриантов он проводится на русском языке.

Лучшие школы в Израиле для репатриантов

Дети, которые закончили престижные школы, имеют гораздо больше шансов на успех, нежели те, кто жил и учился в неблагополучных районах. Чем элитнее район проживания, тем больше вероятность того, что школы на его территории будут находиться в верхних эшелонах рейтинга.

Рейтинг школ Израиля учитывает достижения школьников, степень комфортности их нахождения в школе и другие параметры. Лидирующие позиции занимают школы из Герцлии, Раананы, Рамат ха-Шарона, Савьоны, Хулона, Тель-Авива. Среди аутсайдеров — учебные заведения из Акко, Беэр-Шевы, Йерухама.

Подробнее ознакомиться со школой любого населенного пункта Израиля можно на карте, подготовленной Министерством образования ( z.ynet.co.il/short/content/2017/madlan/ ). Так, например, согласно данным министерства, лучшие школы в Ришон-ле-Цион:

  • “Адини” (район Наве-Адарим);
  • “Мерхавим” (западный Ришон);
  • объединенная средняя–старшая школа в Маарав а-ватике;
  • гимназия “Ган-Ханум”;
  • “Каценельсон” (Холон);
  • “Нир-а-Эмек” – школа-интернат в молодежном поселке ВИЦО (Изреэльская долина).

Для репатриантов, проживающих в южных районах страны, интересным вариантом будет межрегиональная школа “Маале Шахарут” (40 км от Эйлата), которая обслуживает жителей 11 кибуцев.

Детям, увлеченным театром, можно порекомендовать школу наук и искусств Ицхака Рабина в Нагарии, с дополнительными занятиями ивритом для репатриантов.

При наиболее востребованных и известных старших школах часто функционируют “пнимии” — интернаты, в которых могут жить и учиться школьники из отдаленных районов страны. Так, в Иерусалиме это старшая школа “Бойер”.

Русские школы для репатриантов из РФ

Иммигрантов из России часто интересует, есть ли в Израиле русские школы: родители желают, чтобы дети не забывали русский язык и литературу, не теряли связей с бывшей родиной.

Наиболее известная — школа при посольстве России в Израиле. Попасть учиться сюда сложно, поскольку количество мест ограничено. Преподавание ведется по российским программам, дети сдают ЕГЭ, получают российский аттестат.

Во многих городах, например, в «русской» столице Ашдоде и других существует целая сеть вечерних школ, куда принимаются все желающие с 4 лет. В них проводятся занятия не только по русскому языку и литературе, но и по другим предметам. Среди известных — “Ракефет” в Рамат-Гане, православная школа для девочек в Вифании, «Эрудит» в Герцлии, список можно продолжить. Знание русского языка пригодится в жизни, но при желании остаться в Израиле и строить в нем новую жизнь лучшим вариантом для детей будет образование в израильских школах.

Подведем итоги

Многие иммигранты, которые приехали из РФ в Израиль с детьми, стоят перед проблемой, какую школу для них выбрать. Местная система школьного образования сильно отличается от российской: разные требования, иные подходы. Независимо от местожительства — на севере в Тель Хай или на юге в Эйлате – законодательство Израиля обеспечивает право на бесплатное обучение в средней школе.

Если при выборе школы пытаться сравнивать с тем, что привычно россиянину, ничего хорошего не выйдет. Следует просто принять, что здесь все не хуже и не лучше, а просто другое. При выборе места жительства следует учитывать наличие в районе хорошей школы. Для тех, кто не может адаптироваться, всегда есть запасной вариант — школа при посольстве РФ в Израиле или другая русская школа.

Факты о израильской школе: Видео


Как устроена система образования в Израиле

Происходящее в израильских школах может шокировать привыкшего к российским реалиям человека. В этих образовательных заведениях дети занимаются жонглированием, учатся фотографии, создают карикатурные рисунки, поют и играют на музыкальных инструментах. Интересный момент — отсутствие излишнего официоза: к учителю можно обращаться по имени; только недавно была введена норма, знакомая всем российским школьникам: когда учитель входит в кабинет, ученик должен встать. Однако преподаватели отнюдь не оказываются обойденными вниманием: раз в семь лет они имеют право взять оплачиваемый отпуск на целый год.

Общая картина

Что-то сказать о школьниках Израиля тяжело: каждый человек индивидуален. Одни занимаются изучением святых писаний и нацелен на изучение теологии, другие отдают предпочтение естественным наукам и планируют стать учёными и инженерами, а третьи тяготеют к изучению истории и языков. Суммарно в Израиле живёт порядка восьми миллионов человек, из которых примерно четверть еще не достигла возраста окончания школы.

Разница между социальными классами здесь крайне ощутима: элитный район может показаться раем, бедный — настоящим трущобным адом. Естественно, и уровень образования меняется от одного места к другому. Влияет и религиозный менталитет: дети из ортодоксальных иудейских семей подчас даже не рассматривают такой вариант, как поступление в высшее учебное заведение. В противовес, другие ребята еще в незрелом возрасте задумываются о будущем, а в старших классах иногда уже дистанционно учатся в ВУЗах.

Радость – на первом месте

Анализируя все учебные заведения, можно выделить кое-что общее, а именно — установку на позитивный настрой. В Израиле считают, что ребёнок должен чувствовать себя предельно комфортно: никакого перенапряжения. Выражается подобное в отказе от классического акцента на теоретической подготовке: на уроках играют, смотрят визуальные картинки, иллюстрирующие те или иные концепции, разговаривают. Очень сильно внедрены технологии: используются социальные медиа и видео, происходят виртуальные игры.

Интересный момент: ученики изучают (причем на практическом уровне) правила дорожного движения, ввиду чего около школ вы можете увидеть школьников, регулирующих пешеходные переходы. Кроме того, ребята занимаются проектной деятельностью, которая может иметь влияние на их судьбу в дальнейшем. Также школьники в Израиле участвуют в археологических раскопках, самостоятельно изготавливают кукол для театра, придумывают и рисуют комиксы, практикуют гимнастику, хореографию… Продолжать перечень можно бесконечно. Самое главное: за все факультативы не нужно платить.

Звучит очень красиво, не правда ли? Однако подобный подход к обучению далеко не всегда приводит к действительно хорошим результатам. Да, дети веселы и заинтересованы, только вот действительных знаний они получают достаточно мало. Отсутствие систематичности (той самой, которая неизменно вызывает зевоту у российских учеников) приводит к тому, что основная масса детей имеет только отрывистые познания по всем предметам. Подчас акцент ставится только на итоге, в результате чего на уроках той же математики дети решают почти одинаковые задачи и при выходе из шаблона мгновенно теряются — пытаются угадать ответ, но не придумать алгоритм.

Образовательные трудности

Образовательная израильская система отчасти схожа с американской: здесь принято разбираться со специализацией очень рано. Уже в двенадцать лет ребёнок должен решить, что именно он будет изучать на углубленном уровне, куда будет поступать… Едва ли в таком возрасте можно наверняка определиться с будущей профессией, из-за чего дети, которые пытаются «перестроиться» в старших классах, подчас изучают какой-либо предмет в экстренном порядке.

«Игровой» подход, на который ставится акцент в начальной школе, подчас приводит к маленьким трагедиям в средних и старших классах. Ребёнок, который не привык учиться систематически (да и, по большому счёту, не привык учиться вовсе: он привык развлекаться) оказываются выкинутым из реальности из-за колоссального количества посыпавшихся на голову заданий. Из-за этого родители для исправления ситуация нанимают репетиторов, иногда по нескольким предметам сразу, поскольку ребёнок не может подготовиться к экзаменам в вуз без помощи со стороны. Однако даже частные преподаватели не всегда разрешают проблемы: статистика говорит о том, что многие школьники попросту проваливаются на летних выпускных экзаменах (впрочем, они имеют возможность пересдачи по прошествии полугода).

Реформация

Ввиду всего вышесказанного несколько лет назад в Израиле задумались о некоторой реформации системы образования. Занялись повышением квалификации учителей за счёт введения дополнительных курсов, увеличили заработную плату и нагрузку. На данный момент преподаватели могут заниматься с отстающими учениками в специальных группах; выделили и отлично успевающих детей, способности которых нужно развивать. Группы небольшие: примерно по 5-7 человек, — что позволяет добиваться больших успехов.

Школьные учебники переводятся в электронный формат: отныне ребёнку не придётся таскать с собой тонны «макулатуры»; достаточно будет одной электронной книги, вмещающей в себя все необходимые пособия.

Перемена наметилась и в области дисциплины: как уже было сказано выше, в Израиле дети чувствует себя вольготно и свободно; конечно, дружеские отношения — это хорошо, только подчас ученики позволяют себе откровенно развязное поведение, а вот наказать их нельзя. Учителя не знают, как повлиять на таких детей; последние, заметим, отлично знают свои права. Преподаватель не имеет в своем «арсенале» никаких средств «борьбы»: позволяющего себе хамство школьника нельзя даже выставить из класса. Оттого и ввели обычную норму вежливости, упомянутая в начале текста: теперь ученики должны вставать в момент, когда преподаватель заходит в кабинет. Появились занятия, на которых ребятам напоминают о морали, правилах хорошего тона и ведения разговора.

Доверительная атмосфера

Ученик никогда не услышит от учителя даже самых мягких оскорбительных слов. Подобное здесь — нонсенс: считается, что специалист должен выяснять причины проблемы и помогать ребёнку с ней справиться, а не пытаться воздействовать на его самолюбие злыми словами. Например, если мальчик с трудом пишет, это не значит, что он ленился в начальных классах; это означает, что нужно помочь ему развить необходимый для жизни навык. Контакт здесь поддерживается и с родителями, которых школа уведомляет обо всём; даже о домашних заданиях, которые отправляются прямиком на электронную почту.

Подобный подход приводит к положительным результатам: любая проблема мгновенно выявляется. Если ребенок неусидчив, то с ним общается специалист, выявляющий корень проблемы (например, т.н. гиперактивность). Активно занимаются с детьми психологи. При этом и между взрослыми и детьми зачастую складываются доверительные отношения, близкие к дружеским. Если у ученика что-нибудь случилось, то он спокойно может рассказать об этом преподавателю и спросить совета.

Контролируется не только здоровье, но и социальная сфера. Например, если кто-нибудь из школьников ни с кем не подружился, то учитель старается акцентировать на его достоинствах, что привлекает к маленькому человеку внимание всего коллектива. Не допускаются распри на любой почве: расовой, национальной, социально-классовой и т.д. Учитель старается сделать коллектив действительно сплоченным и дружным.

На подобном акцентируют не только в школах: сплоченность здесь стараются формировать всюду. Отправляя ребёнка в какое-либо государственное заведение — например, в детский сад или ясли, — родитель может быть уверен в том, что с его чадом там ничего не случится. Детские сады принимают детей от трёх лет, а для тех, кому исполнилось пять, данные учреждения и вовсе являются обязательными. При этом вражда здесь практически отсутствует: дети большими группами гуляют на детских площадках, часто ходят друг к другу в гости, что поощряется и родителями. Пригласить тридцать гостей на день рождения здесь — вполне естественный и нормальный шаг.

Резюмируя, можно заметить, что школы во всём мире являются крайне консервативными; однако в Израиле стараются не останавливаться на одном месте: реформы происходят как внутри, так и снаружи. Власти заботятся о будущем страны, воплощенном в виде подрастающего поколения.

Образование в Израиле

Стоимость обучения и структура образования в Израиле

Тип обучения Возраст Продолжительность Мин. стоимость Сред. стоимость Уровень владения языком Экзамены
Летний лагерь 7+ 1-6 нед. 590 USD /неделя 1,000 USD /неделя «Алеф» (A1)
Языковые школы 15+ 1–52 нед. 1,100 USD /неделя 1,600 USD /неделя «Алеф» (A1)
Среднее образование 5+ 1–12 лет 0 USD 2,000 USD /год «Гимель» (B1)
Подготовка к вузу 16+ 1 год 10,000 USD /год €10,000/год «Алеф» (A1) Вступительный экзамен (иврит),
Бакалавриат 18+ 3 года 3,000 USD /год 8,000 USD /год «Гимель» (В1) – «Хей» (C1) Психометрический тест, вступительный экзамен (иврит)
Магистратура 20+ 1-2 года 0 USD 4,000 USD /год «Гимель» (B1) – «Хей» (С1) Вступительный экзамен (иврит) / IELTS 6.5
MBA 20+ 1-2 года 8,900 USD 15,000 USD «Хей» (C1) Вступительный экзамен (иврит) / IELTS 6.5
Докторантура 20+ 2–5 лет 0 USD 6,000 USD /год «Хей» (C1) Вступительный экзамен (иврит)

Преимущества обучения в Израиле

  • Преподавательский состав Являясь ведущими научно-исследовательскими центрами мирового уровня, израильские университеты привлекают лучших исследователей и преподавателей в самых различных областях. Учёные и профессора, прибывшие в Израиль со всех уголков мира, как правило, совмещают исследовательскую деятельность с преподавательской деятельностью, что делает преподавательский состав в Израиле неразрывно связанным с последними новостями науки. Таким образом, у каждого студента израильского вуза есть возможность из первых рук познакомиться с идеями выдающихся ученых, лауреатов мировых премий и почётных профессоров.
  • Широкие карьерные возможности Израиль является одной их тех стран, чья система образования направлена на интенсивную ориентацию студента на рынке труда. Студентам израильских вузов предоставляются широкие возможности стажировок как внутри страны, так и за её пределами. Интернациональные отношения университетов позволяют иностранцам участвовать в международных программах и выезжать за границу по обмену, тем самым получая незаменимый опыт для построения успешной карьеры в будущем.
    В наиболее передовых университетах можно наблюдать тенденцию развития больших проектов еще во время обучения (ярким примером этому служат студенты Техниона, создавшие мессенджер ICQ). Другие успешные студенты привлекаются исследовательскими центрами международных корпораций (Microsoft, General Electric, Google и прочее), которые открыты на территории кампусов.
  • Студенческая жизнь Студентов, приехавших учиться в Израиль, ждёт увлекательная жизнь в одной из самых развитых и культурно богатый стран региона. Каждый университет – это гордость и культурная достопримечательность Израиля: к возведению зданий университетов привлекались величайшие архитекторы своей эпохи (Эрих Мендельсон, Александр Бервальд и др.), а нынешняя их деятельность имеет мировое значение для современной науки. Эти факторы привлекают множество иностранцев из США, Англии, Японии и других стран. Таким образом, у иностранца, приехавшего в Израиль в качестве студента, будет уникальный шанс познакомиться с еврейской культурой и встретить много интересных людей.

    Многонациональная культура Программы по репатриации евреев – так называемые Алии, проводимые в 60-е, 80-е, 90-е годы, – привели в Израиль массу новых людей из-за рубежа. На момент прибытия в страну многие из них уже имели высшее образование, полученное в Европе и США, и, таким образом, с самого момента появления Израиль стал одной из самых образованных стран в мире. Многие из репатриантов знают язык той страны, из которой прибыли, что делает атмосферу страны очень интернациональной и многоязычной: тут можно встретить русский, английский, французский, немецкий и множество других популярных языков. Официальный статус в Израиле имеют только два – иврит и арабский, однако по факту здесь говорят на языках самых разных стран. Так, студенты из СНГ смогут без особых проблем передвигаться по Израилю, объясняясь по-русски. Однако для поступления в вузы или при трудоустройстве без знания иврита, конечно, не обойтись.

    Что стоит знать про образование в Израиле?

    Система высшего образования в Израиле

    За время своего существования государство Израиль из пустынного побережья превратилось в развитое государство Ближнего Востока. Желание и умение учиться – это одно из качеств, которое прививают здесь в раннего детства. В школах, так же как и в вузах, ученикам предоставляют свободу выбора в изучаемых предметах. Получить аттестат зрелости (баргут) с высокими баллами в большинстве случаев для израильтян вопрос приличия. То есть, здесь нет такого понятия как в странах СНГ, где студенты идут учиться лишь для того, чтобы получить “корочку”, – в Израиле учатся все с удовольствием и пониманием своих целей. Государство в свою очередь всячески поддерживает популяризацию образования, развивая стипендиальные программы. Иностранные студенты имеют большой шанс встретить высокую конкуренцию среди студентов из числа местных.
    Система высшего образования в Израиле устроена по примеру западной, если более точно – по примеру англо-саксонской. Израиль является участником программы TEMPUS (программа сотрудничества в сфере высшего образования между учебными заведениями ЕС и стран-партнёров), но не включён в Болонский процесс: на форумах Болонского процесса Израиль значится как страна-наблюдатель и внедряет европейские стандарты по своему усмотрению. Это может осложнять оценку израильского диплома западными экспертами – количество набранных студентом баллов может отличатся от норм, установленных в Европе. Однако образование в университетах Израиля считается престижной альтернативой образованию в США, поэтому с трудоустройством у выпускника израильского вуза не должно возникнуть проблем.

  • Бакалавриат Бакалавриат в Израиле во многом отличается от бакалавриата в странах Европы и Америки. Во-первых, поступить на него можно только после 18 лет. Во-вторых, есть некоторые отличия в продолжительности курса: в зависимости от специальности программа бакалавра длится от трёх до четырёх с половиной лет. Как правило, уроки проходят во временном диапазоне с девяти утра до девяти вечера. Первую половину дня студенты первых курсов изучают языки (получившие высокий балл по языкам при вступительных экзаменах от посещений языковых лекций могут быть освобождены по решению комиссии). После полудня проходят лекции по профильным предметам.
    В Израиле семестр длится три с половиной месяца. Студенты сами выбирают курсы, которые будут изучать, и должны пройти около 22-36 часов лекций по каждому предмету. Допуск к следующему семестру во многом зависит от посещаемости: студенту следует посетить 80% лекций по каждому предмету, иначе он должен будет повторить курс.
  • Магистратура Поступить на магистратуру в Израиле могут те, кто имеет высокий академический балл диплома бакалавра и кто защитил дипломную работу. Обучение на магистратуре длится два года. За это время студент набирает академические часы, которые считаются по принятой в Европе системе ECTS, за два года необходимо набрать 120 баллов. В основном учебное время уделяется выполнению самостоятельных работ и посещению лекций один-два раза в неделю. Окончить магистратуру можно без написания дипломной работы, однако в таком случае студент не сможет продолжить обучение на докторантуре.
  • Докторантура Докторантура в Израиле во многом похожа на докторантуру в университетах Запада. Получив магистерскую степень, студент продолжает свой исследовательский проект на более высоком уровне. Чем актуальней и успешней проводимые студентом исследования, тем быстрее ему присуждается степень. Обычно докторантура длится от 2 до 6 лет в зависимости от специальности.
    В начале учебного года кандидаты на ученую степень должны найти научного руководителя в сфере их предполагаемых исследований. Под руководством ментора пишется большая исследовательская работа, которая должна определить последующую научную деятельность докторанта. Со степенью доктора, полученной в Израиле, потенциальный выпускник может продолжить карьеру как в Израиле, так и за рубежом – в США, Великобритании или Европе.

    Как устроена система образования в Израиле

    Школьное образование в Израиле длится в течение 12 лет. За это время человек может изучить несколько предметов и даже получить специальность, позволяющую устраиваться на работу. Обучение в школах Израиля интересует в основном репатриантов, у которых есть маленькие дети. Хочется знать, на что делают акцент школы Израиля и как организована система образования на начальных этапах.

    Организационный процесс учебы и система разделения школ

    Не все школы придираются к посещаемости учеников, хотя отставание от программы может стать проблемой во время сдачи тестов на аттестат зрелости. Тем не менее, у учеников достаточное количество официальных каникул. Учебный год начинается с первого сентября и заканчивается либо 30 июня (для начальных классов), либо 20 июня (с 7 по 12 класс). А вот остальные каникулы больше приурочены к религиозным праздникам. Обычно, это три недели в апреле на Песах, во время праздника Суккот (осенью) и в дни Хануки (в декабре).

    Существует в Израиле несколько типов школ. Большинство из них – бесплатные, но есть и частные заведения.

    Школы Израиля делятся на:

    • Государственные учреждения;
    • Религиозные государственные школы;
    • Ортодоксальные религиозные школы – те, в которых разрабатывается собственная программа с религиозным уклоном, а еще девочки с мальчиками учатся раздельно;
    • Школы с уклоном в искусства, науку или технику. Обычно их программа рассчитана на 7-12 классы. Могут быть частично платными.
    • Частные учреждения, которые полностью оплачиваются родителями. Такие школы должны быть одобрены министерством просвещения.
    • Арабские школы – те, в которых учатся дети-палестинцы на арабском языке.

    Записаться в школу несложно, эту процедуру делают родители-репатрианты ребенка. Достаточно знать следующие факты:

    • Запись ведется в отделах образования местных советов или муниципалитетов. Именно там могут предоставить всю информацию о школах, в которые можно записать ребенка с данного района.
    • В первый класс идут дети, достигшие шестилетнего возраста до определенной даты по еврейскому календарю. Об этом также можно узнать в отделе образования.
    • Запись ребенка в школу ведется только по районам. Существуют и межрайонные школы, которые обладают специальным уклоном и туда можно записаться всем без исключения.
    • Репатрианты направляются в классы по возрасту ребенка. Но по желанию можно и записаться на класс ниже, чтоб подтянуть программу. Особенно это касается учеников-репатриантов выпускных классов.
    • Чтоб перейти с 8 класса дальше в тихон, требуется сдать специальный психотест на определение степени мышления и интеллекта ребенка. Если это ребенок-репатриант, то сдача психотеста может происходить на русском языке. На основе этого тестирования и результатов успеваемости психолог с учителем решают вопрос о дальнейшем обучении.

    Школы Израиля условно делятся на несколько частей-этапов:

    Начальная школа (бейт сефер йесоди).

    В ней учатся дети от 6 до 12 лет, что соответствует 1 – 6 классу. Если школа государственная, то уроки продолжаются до часу дня с 8 утра, а если религиозная, то детей отпускают в 2 часа дня. При этом детям не ставят оценок и не задают домашнее задание. Обязательными предметами являются:

    • Иврит (чтение, письмо и развитие речи);
    • Английский язык;
    • Природоведение;
    • Математика;
    • Музыка;
    • Искусство (общее между рисованием и трудом);
    • Правила дорожного движения.

    В четвёртом классе детям начинают преподавать ТАНАХ (Священное Писание иудеев) и программирование. А вот уже в третьем классе ученик сдает экзамен, который проходит в два этапа. Главной целью экзамена является отбор специальной одаренной группы и перевод ее на обучение по особой программе.

    Промежуточная школа

    Это программы на 7-9 класс. К ним добавляются такие предметы, как:

    • история;
    • география;
    • гражданское право;
    • второй иностранный язык.

    Иногда включают еще несколько предметов в зависимости от выбора ученика. Оценки ставят по сто балльной системе. Продолжается разделение на группы по успеваемости. В них предметы учатся на разной степени нагрузки.

    Полные средние школы (хатива эльона)

    Самые престижные полные средние школы проводят вступительные экзамены. Для поступления в остальные заведения потребуется предыдущий аттестат. Сами школы делятся на несколько видов:

    1. Общеобразовательные. Обычные школьные предметы. Иногда можно выбрать уклон в науку или в гуманитарную сторону.
    2. Профессиональные. Школы, в которых возможно получение рабочих специальностей и после окончания устроится на работу, например, младшим инженером.
    3. Сельскохозяйственные школы-интернаты. Делается уклон в сторону агрономической работы.
    4. Военные школы-интернаты. Заведения, в которых готовят людей для работы в Оборонной Армии Израиля.
    5. Религиозные (иешивы). С уклоном на изучение иудаизма и Торы. Выпускники могут работать переписчиками Торы или разбираться с кошерностью питания, обе профессии являются высокооплачиваемыми.

    Документация по окончании школы Израиля

    Аттестат зрелости выдается на основе тестов в одиннадцатом или двенадцатом классе. Ценность аттестата зависит от:

    • Количества сданных предметов, из которых 7 обязательных;
    • Степени и глубины изучения предметов (базовая, средняя и глубокая степень изучения).

    Сам аттестат содержит в себе среднее арифметическое между школьной оценкой и той, которая получена на экзамене. Максимальная оценка аттестата зрелости в Израиле – 100 баллов. Репатрианты имеют льготы в виде облегченной сдачи экзаменов по гуманитарным предметам. Остальные экзамены можно сдать на родном языке или в устной форме.

    Если ученик не сдал тест, то есть возможность пересдать позже. Если ребенок вообще не может посещать школу, то можно записаться на вечернее обучение. Обучение проходит в течение 4 лет, а последние два года с уклоном на выбранную специальность и три раза в неделю. После такой программы можно стать: программистом, парикмахером, кондитером.

    Школьное образование для репатриантов

    Среднее образование в школах Израиля — бесплатное для всех граждан страны. При этом доплатить придется только за учебники или за посещение дополнительных занятий. А ученики из одаренных групп могут получать занятия бесплатно. Классы организовывают путешествия, которые оплачиваются родителями, а также потратить деньги придется на фонд школы.

    В любом случае, сумма редко превышает одну тысячу шекелей в год. При этом министерство абсорбции и министерство просвещения помогают малоимущим семьям и репатриантам.

    Репатрианты по приезду сразу должны записаться в школу. Там возможна организация дополнительных занятий, особенно по новым предметам, вроде ТАНАХ или иврита. Иногда собирают адаптационные классы, рассчитанные на репатриантов. А также есть возможность получения направления на летний ульпан для школьников с 12 лет для изучения языка. Совет или поддержку можно получить в консультационной психологической службе, такая есть при каждой школе в Израиле. Иногда они помогают разобраться со способностями и наклонностями ребенка.

    После того, как среднее образование в Израиле получено, выпускники призываются на обязательную службу в армии. Конечно, некоторые из них берут отсрочку, но в большинстве случаев 18-летних абитуриентов почти нет. Отсрочка дается и репатриантам, которые готовятся к поступлению в ВУЗ. Но для Израиля служба в армии – почетное дело. Школы Израиля охотно принимают новичков на любом этапе обучения.

    Источники:
    http://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/izrail/
    http://il4u.org.il/blog/about-israel/education/sistema-vysshego-obrazovaniya-v-izraile
    http://zagranportal.ru/izrail/obuchenie-izrail/shkoly-v-izraile.html
    http://isralove.org/load/21-1-0-1063
    http://www.unipage.net/ru/education_israel
    http://rumigration.com/shkoly-izrailya-sistema-obrazovaniya
    http://gonatanya.com/ulpan/

  • Ссылка на основную публикацию