Особенности налоговой системы в Канаде

Особенности налоговых систем в разных странах

Налоговая система Канады

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:

федеральном (48% государственных доходов);

провинциальном (42% государственных доходов);

местном (10% государственных доходов).

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985-1994 годы доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.

Налоговые источники доходов провинций складываются из: подоходного налога с населения; налога с продаж; налога на прибыли корпораций; акцизов; налогов в фонды социального страхования; налогов на дарения; брентных платежей; различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение – прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта – налог на прибыль.

Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).

Модернизация налоговой системы. Первым этапом модернизации налоговой системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов

Подоходный налог. В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе – свои местные ставки подоходного налога Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.

Таким образом, новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).

Налог на прирост рыночной стоимости активов. Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально – провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.

Налог на прибыль. Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.

Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка – 28% (для компаний обрабатывающей промышленности – 23%).

Основные налоговые льготы

Основные налоговые льготы для корпораций включают: инвестиционный налоговый кредит; налоговый кредит на расходы НИОКР; укоренные нормы амортизации; льготные условия налогообложения стоимости активов; скидки на истощение недр и др.

Постоянно увеличивающийся дефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованию налоговых льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-материальных запасов.

Снижены нормы амортизации для пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.

Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций составляет 15%, а для специально выделенной группы районов – 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% – для обрабатывающего сектора в отдельных районах.

Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.

Цель одной из них – привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.

Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.

Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.

Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса.

К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности – услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка – 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.

В налоговой системе преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.

Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения и снижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.

Налог с продаж. Налог с продаж по своей природе – это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две характерные черты:

распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему производству;

опирается на более широкую базу.

До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж – 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту.

Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке – 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.

Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.

Механизм координации налогов на доход сохраняет для провинций два важнейших ограничения.

Первое – отсутствие структуры ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены во влиянии на распределение дохода, так как они затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и основной федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры и последствий распределения дохода. Если бы провинции могли устанавливать отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы согласованность и усложняло налоговую систему в целом.

Второе – хотя изначально провинции имеют возможность увеличивать налоговые поступления, требование наложения провинциального налога на федеральный ограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.

Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

Налоговая система Канады

Полесский государственный университет, Беларусь

Налоговая система Канады имеет трехуровневую иерархическую структуру, соответствующую общей модели организации исполнительной власти (федеральный уровень, провинции и территориальные образования, муниципалитеты). Налоговая система Канады построена на принципах налогового федерализма, предполагает наличие значительных полномочий органов власти в сфере налогообложения. В то же время система налогового администрирования Канады имеет следующие особенности:

– Наличие конституционного разграничения налоговых полномочий различных органов власти – федеральных и региональных (провинциальных);

– Возможность федеральных и региональных (провинциальных) органов вводить налоги различного уровня, но с одинаковой базой налогообложения;

– Существование двух независимых подсистемы налогового администрирования с собственными налоговыми органами: федеральные и региональные (провинциальные), взаимодействие между которыми осуществляется на основе заключенных юридических соглашений [1].

Канада относится к группе стран со средним уровнем налогового бремени. Так, за период 2000-2013 гг. в среднем доля налоговых доходов консолидированного бюджета страны составляла около 33,3% ВВП. На протяжении второй половины XX в. – первого десятилетия XXI в. налоговая нагрузка на экономику менялась не столь значительно. Начиная с 1965 г. просматривался выраженный рост налогового бремени с 26% ВВП в 1965 г. до 36% в 1991 г. 1990-е гг. для Канады были периодом высокого уровня налогообложения и жесткого контроля за динамикой государственного долга. В среднем налоговая нагрузка на экономику в этот период составляла около 36% ВВП. Начало XXI в. было отмечено постепенным понижением налоговой нагрузки (в первую очередь за счет снижения ставок подоходных налогов, а также НДС) с 35% в 2000 г. до 31% ВВП в 2013 г.

Основной акцент в налоговой системе Канады делается на использование прямых налогов. Так, доля прямых налогов в доходах консолидированного бюджета в 2013 г. составляла более 50% (рисунок 1), в том числе индивидуальные подоходные налоги составляли 32,3%.

Доля косвенных налогов была существенно ниже – всего 18,3%. Основную роль в общем объеме косвенных налогов играют общие налоги на товары и услуги – НДС и провинциальные налоги с продаж. Доля взносов и отчислений на социальное страхование (все виды) и налогов на фонд заработной платы составляла около 6,6% всех доходов. Существенную роль в доходах консолидированного бюджета играют неналоговые доходы (инвестиционные доходы, доходы от оказания услуг и продажи товаров и некоторые другие) [2, c.21].

Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета Канады в 2013, %

Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме налоговых поступлений в начале XXI в. составляла 51%, на долю налоговых доходов провинций приходилось 32%, а на долю местных бюджетов – 17%.

Итак, рассмотрим источники пополнения государственной казны на федеральном уровне. К ним относятся:

– подоходный налог с населения;

– налог на корпорации;

В федеральный бюджет Канады поступает около 63-65% общей суммы налоговых платежей, собранных на территории страны. На этом уровне преобладает прямое налогообложение. Основным федеральным налогом выступает налог на доходы населения (он обеспечивает 40% налоговых поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет). Льготы по этому налогу имеют преимущественно социальное значение (с базы вычитаются расходы на уплату алиментов, уход за детьми, взносы в пенсионные фонды и др.). Налог на прибыль корпораций играет регулятивную роль, поскольку наибольшее количество льгот установлена именно по этому налогу. В льготном режиме облагаются предприятия малого бизнеса, что является элементом государственной политики поддержания высокой занятости. В режиме льготного налогообложения работают также отдельные отрасли экономики, в том числе сельское хозяйство. Предусмотрена возможность ускоренной амортизации для инновационного оборудования, а также льготные условия налогообложения прироста активов. Право на налоговую льготу по налогу на прибыль корпораций имеют плательщики, осуществляющие расходы на исследовательские работы.

Провинции имеют также достаточно широкий спектр налоговых поступлений:

– подоходный налог с населения,

– налоги с продаж,

– налог с прибыли корпораций,

Следует отметить, что некоторые провинции Канады обладают особыми привилегиями. Так, например, Квебек самостоятельно утверждает и собирает подоходный налог и налог на прибыль, а провинции Альберта и Онтарио – только налог на прибыль. Провинциальный налог с продаж не взымается только в провинции Альберта.

В Квебеке в каждом кассовом чеке, который вам дадут в магазине, вы увидите, что к сумме товара прибавляются два налога, переложенные на покупателя [3]:

· GST/TPS — Goods and Servise Tax / Taxe sur les produits et services ( федеральный налог)

· QST/TVQ — Quebec Sales Tax / Taxe de vente du Québec (провинциальный налог Квебека)

Провинции Новая Шотландия, Брансуик и Ньюфаундленд увязали свой налог с федеральным. Этот «гармонизированный» налог /HST (harmonized sales tax) также взимается при продаже товаров и услуг, и 8% из него идут в местный бюджет.

В конечном счете GST или HST платит потребитель, а предприниматели отвечают за сбор и перевод налогов государству.

Некоторые товары и услуги облагаются налогом только формально, то есть по нулевой ставке: молоко, хлеб и овощи; домашний скот фермерских хозяйств; медицинские изделия, связанные с бесплатным или льготным медицинским обслуживанием.

Часть товаров и услуг вообще не облагаются налогом GST/HST: продажа жилых строений, до этого находившихся в собственности продавца; аренда жилья на срок один месяц и более, а также оплата за жилой кондоминиум; большая часть медицинского и стоматологического обслуживания, оказываемого лицензированными врачами или дантистами по медицинским основаниям; услуги по уходу за детьми моложе 14 лет на почасовой основе, продолжительностью менее суток; сборы за проезд по дорогам, мостам и пользование паромными переправами; юридические услуги.

Большая часть услуг по образованию также не облагается налогами – курсы профессиональных школ, выдающих сертификаты или дипломы, позволяющие заниматься торговлей или профессиональной деятельностью, репетиторские услуги в индивидуальном порядке по учебному плану, назначенному учебным заведением; большинство услуг, предоставляемых финансовыми институтами (таких как предоставление займов или ипотеки).

Не облагается налогами подготовка и выдача страховых полисов страховыми компаниями, агентами и брокерами; большая часть товаров и услуг, предоставляемых благотворительными учреждениями; определенные товары и услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, правительствами и другими организациями общественного сектора, такими как услуги муниципального транспорта, водоснабжение [4].

Местный уровень налогообложения складывается из налога на недвижимость и налога на предпринимательскую деятельность.

Таким образом, основные налоги канадской налоговой системы можно сгруппировать по уровням власти, которые эти налоги вводят и за счет которых формируются соответствующие бюджеты (таблица 1).

Таблица 1 – Основные налоги Канады по уровням бюджетной системы

Какие налоги в Канаде? Налоговая система Канады

Налоги в Канаде нельзя назвать жесткими, как, например, во Франции. Налоговая система страны представляет собой совокупность инструментов и методов, способных обеспечить эффективное взимание налогов и сборов на территории государства.

Налоговая система

Канадская система налогообложения разделена на три уровня: местный, провинциальный и федеральный. Последние два уровня приносят в казну государства почти 90 % всех налогов. Налог на доходы в Канаде составляет большую часть всех поступлений в бюджет государства. На провинциальном уровне доходы складываются из нескольких частей. Это такие поступления, как налог с продаж, акциз, рента, сборы при выдаче лицензий, налог на доход и на капитал в Канаде.

Самую большую роль играют косвенные налоги и подоходные. Сборщиком налогов в стране является государство. Именно оно в ответе за приток средств и последующее и перераспределение. Доходы муниципалитетов складываются из тех средств, которые поступают от уплаты различных тарифов, а также налога на собственность.

Ответственный орган

За сбор налогов в Канаде отвечает Агентство Министерства налогов и сборов. Агентство занимается сбором общих по всей Канаде доходов. Отдельного внимания заслуживает провинция Онтарио, где за сбор налогов отвечает Министерство доходов. В этой провинции происходит сбор следующих типов налогов:

  1. Страховые взносы и другие отчисления.
  2. Роялти.
  3. Налог на топливо.
  4. Налог на землю.
  5. Налог с продаж.
  6. Провинциальный налог на землю.
  7. Налог на прибыль.

В Канаде более простой считается система налогообложения на местном уровне. Местные налоги делятся на два типа:

  1. Налог на недвижимость.
  2. Налог на бизнес.

Если говорить о федеральных налогах, в первую очередь надо отметить общие с провинциальными налогами. Это подоходный налог, роялти, а также налоги на индивидуальные и корпоративные доходы. Помимо них, на федеральном уровне взымаются налоги на добавленную стоимость, акциз и таможенные пошлины.

Налоговая система страны подразумевает одновременно использование налоговых баз на разных уровнях. Это касается федерации и провинций. Параллельная система начисления однотипных налогов не используется на местном уровне.

Расчет налогов

В законах Канады существует четкое разделение налогов по природе и источнику. Государстве доходы, подлежащие налогообложению, делятся на заработную плату, имущественный доход, а также доход, полученный в результате прироста капитала. Определенные суммы могут быть включены в тот или иной тип дохода, согласно законам страны. Также существует некоторые типы доходов, которые нельзя отнести ни к одному из вышеупомянутых видов. Налог с такого типа дохода не взымается. В качестве примера можно привести выигрыш в лотерее.

Если говорить о налогах на капитал, то стоит отметить, что лишь половина прироста капитала подлежит налогообложению. Доход от работы включает не только саму заработную плату, но также и все бонусы, которые житель страны получает в связи с выполняемой работой.

Доходы от имущества в Канаде рассчитываются как прибыль. К их числу относятся аренда, проценты и дивиденды. Однако если эти доходы получены в ходе осуществления предпринимательской деятельности, они могут быть классифицированы как предпринимательский доход. В тех случаях, когда плательщик несет убытки в ходе своей деятельности, он может перенести их на другой период, вычитая размер убытка с облагаемого дохода.

Согласно канадскому законодательству, понятия «доход» и «налогооблагаемый доход» имеют разное значение. Облагаемый доход равен чистому доходу, а тот, в свою очередь, рассчитывается на основе общего дохода, из которого вычитаются определенные суммы денег. Уже на базе чистого дохода рассчитывается размер налогов, которые подлежат уплате.

Какие налоги в Канаде самые высокие?

Подоходный налог в Канаде самый высокий. Его сумма зависит от размера доходов. Налог на недвижимость составляет от 1 до 2 процентов от стоимости приобретенной недвижимости. Этот налог должен быть уплачен один раз в год. Плательщиками налога на недвижимость являются не только собственники, но и арендаторы недвижимого имущества. Кроме того, нет разницы, гражданин какого государства купил имущество на территории Канады. Ставка налога для всех одинакова. Если стоимость недвижимого имущества составляет от 250 до 400 тысяч долларов, то налоговая ставка составит полтора процента. В том случае, когда цена недвижимости превышает отметку в 400 тысяч долларов, в казну государства придется уплатить 2 процента от стоимости. Канада занимает второе место в мире после Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии по размеру налога на недвижимое имущество. В топ-5 находится еще одна страна Северной Америки – США.

На территории Канады не часто используется термин «налог на добавленную стоимость» (НДС). В стане принято называть его налогом на потребление или же налог на продукты и услуги (НПУ). Ставка в среднем составляет 6 %, однако, она зависит от территориальной зоны государства.

Какой подоходный налог в Канаде?

Разберем вопрос подробнее. Как известно, налоги в Канаде делятся на несколько типов. Подоходный налог относится к федеральным. Ставка налога возрастает прямо пропорционально сумме полученного дохода. Ставки были приняты правительском страны в 2002 году, и уже в течение 15 лет никаких изменений в законодательстве не происходит.

Налоговая ставка составляет 15, 22, 26 и 29 процентов, исходя из суммы дохода. Если оклад жителя Канады превысил отметку 7,5 тысяч долларов, но оказался меньше 42,7 тысяч, то к нему применяется самая низкая процентная ставка –15 %.

В Канаде налог с зарплаты, которая превышает 42,7 тысяч долларов, но не больше 85,4 тысяч долларов, составляет 22 процента. Налоговая ставка – 26 процентов, если оклад составляет 85 400 – 132 400 долларов. Если же доход человека превышает сумму 132,4 тысячи долларов, к нему применяется ставка 29 процентов.

Пример расчета налога с зарплаты

Для лучше понимания можно рассчитать налоги с зарплаты в Канаде. Если человек заработал 7,5 тысяч долларов, то государству он обязан заплатить 1 125 долларов (7 500 * 0,15). Это минимальная сумма налога в стране. Максимальный налог при пятнадцатипроцентной ставке составляет 6 404,99 доллара (42 699,99 * 0,15).

При ставке 22 процента минимальная сумма налога будет составлять 10 384 доллара (47 200 * 0,22). Самый большой налог при такой ставке налогообложения – 18 787,99 долларов (85 399,9 * 0,22).

Если же годовая заработная плата составила 132 399,99 долларов, то в казну необходимо будет заплатить 34 423,99 доллара. Максимальной суммы налога, если оклад превысил 132 400, нет. А минимальный составляет 38 396 долларов (132 400 * 0,29).

Средняя заработная плата на территории Канады составляет примерно 63 тысячи канадских долларов за год. При таком окладе применяется налоговая ставка в размере 22 процентов. Таким образом, в бюджет ежегодно каждый житель страны в среднем платит почти 14 тысяч канадских долларов.

Роль налоговой системы

Налоговая системы Канады очень сильно воздействует на экономику страны. В конце прошлого века государство пыталось создать налоговое регулирование таким образом, чтобы ему удавалось осуществлять стимулирование спроса. Но все же это было второй целью. Главный акцент был сделан на расходы самого государства.

С тех пор начала возрастать роль канадских провинций в экономике страны. За последние годы доля валового внутреннего продукта провинций в общей структуре ВВП выросла более чем в два раза. Это даже больше, чем доля федерального правительства страны.

Другие налоги

Помимо доходов резидентов, полученных на территории Канады, денежные средства могут быть заработаны и за рубежом. С этих доходов тоже необходимо уплатить налог. Но есть страны, с которыми Канада имеет соглашение об избежание двойного налогообложения. В этих случаях резидент Канады платит налоги только в той стране, где ведет деловую активность, приносящую ему этот доход.

В Канаду ежегодно приезжает большое количество иммигрантов. Их имущество не подлежит налогообложению до получения статуса жителя государства. Если же продать имущество уже после получения данного статуса, платить налоги все равно не надо. Это правило относится к инвестиционным средствам и недвижимости.

Но надо помнить, что не будут облагаться налогом денежные средства в размере стоимости недвижимости и инвестиционных средств, ввезенных на территорию Канады. Это значит, что надо иметь документ об официальной оценке стоимости недвижимого имущества на текущий момент. Все это также должно быть в обязательном порядке задекларировано перед въездом в государство.

Координация налогов в Канаде

Провинции принимают на себя все последствия перераспределения дохода, поскольку они взымают и федеральный налог тоже, а значит, принимают всю структуру налогообложения. Если бы канадские провинции могли получить право самостоятельно устанавливать размер ставок, то они бы намного прогрессивнее функционировали. Минусом всего этого является существенное усложнение всей налоговой системы Канады.

Провинции могут все же увеличить сумму поступлений в свой бюджет, однако для того чтобы осуществить это, необходимо значительно повысить налоговые ставки. Канада – страна с развитым уровнем децентрализации. Это дает возможность приспособить социальную политику к нуждам регионов, обеспечивая провинциальные бюджеты доходами.

Особенности функционирования бюджетной и налоговой системы канады

В Канаде используется децентрализованная модель межбюджетных отношений. Она характеризуется, прежде всего, относительно высокой долей региональных и местных налогов в консолидированном бюджете страны, а также наличием у властей штатов и муниципалитетов полномочий вводить собственные налоги.

Бюджетная система Канады состоит из трех уровней. Два из них (Федеральный и региональный) составляют государственную власть; третий (Муниципальный) подчиняется законодательным властям провинций и территорий. Доходная база федерального бюджета состоит из поступлений федеральных налогов, сборов и прочих платежей, а в доходы бюджетов провинций зачисляются налоговые платежи и межбюджетные трансферты, полученные от федерального бюджета. К расходным полномочиям центрального правительства Канады относятся оборона, железнодорожный и воздушный транспорт, помощь безработным. Совместные полномочия центрального и субнационального правительств включают расходы на поддержку промышленности и сельского хозяйства, на пенсионное обеспечение. К компетенции субнациональных властей относится финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительной деятельности, дорожного строительства.

Налоговая система Канады в современных условиях представлена на 3 уровнях:

· федеральном (48% государственных доходов);

· провинциальном (42% государственных доходов);

· местном (10% государственных доходов).

Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985—1994 годы доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.

Налоговые источники доходов провинций складываются из:

· подоходного налога с населения;

· налога с продаж;

· налога на прибыли корпораций;

· налогов в фонды социального страхования;

· налогов на дарения;

· различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги.

Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов.

Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату Общин. Сбором налогов занимается Министерство национального дохода. Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.

Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта — налог на прибыль.

Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).

Подоходный налог. В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать 3 ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога

Налог на прирост рыночной стоимости активов. Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально-провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога возросла до 30%.

Налог на прибыль. Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.

Основные налоговые льготы для корпораций включают:

· инвестиционный налоговый кредит;

· налоговый кредит на расходы НИОКР;

· ускоренные нормы амортизации;

· льготные условия налогообложения стоимости активов;

· скидки на истощение недр и др.

Постоянно увеличивающийся дефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованию налоговых льгот, что, прежде всего, выразилось в сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-материальных запасов.

Налог с продаж. Налог с продаж по своей природе — это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две характерные черты:

· распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему производству;

· опирается на более широкую базу.

Налог на товары и услуги. В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

Большую роль в экономическом регулировании играет Координация налогов, которая призвана способствовать:

· изменению роли провинций в федерации;

· обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;

· увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как к инструменту политики увеличения поступлений;

· улучшению системы распределения дохода между индивидуалами с целью продвижения экономического и социального развития.

Механизм координации налогов на доход сохраняет для провинций 2 важных ограничения.

Первое — Отсутствие структуры ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены во влиянии на распределение дохода, так как они затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и основной федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры и последствий распределения дохода. Если бы провинции могли устанавливать отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы согласованность и усложняло налоговую систему в целом.

Второе — хотя изначально провинции имеют возможность увеличивать налоговые поступления, Требование наложения провинциального налога на федеральный Ограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.

Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.

Становление налоговой системы Канады и ее современная структура

Под канадской налоговой системой понимают режим налогового права, действующий в Канаде и во всех ее провинциях и территориях. Канадская налоговая система состоит главным образом из подоходного налога с физических лиц и обществ, а также из налога на потребление.

Подоходный налог регламентируется федеральным Законом о подоходном налоге, налог на потребление – Законом об акцизном сборе. Взимание налогов и управление федеральными налоговыми законами закреплены за налоговой службой Канады – агентством министерства по налогам и сборам Канады.

Провинции и территории имеют свою налоговую систему. В части подоходного налога провинциальные налоговые законы в основном отражают федеральное законодательство. Единственной провинцией, имеющей свой закон о подоходном налоге (Закон о налогах), является Квебек, хотя и он большей частью скопирован с федерального закона. Эта провинция сама собирает свои налоги и сборы. Провинции Онтарио и Альберта собирают свои налоги на доходы обществ.

Налоговая система Канады в соответствии с бюджетным устройством государства представлена тремя уровнями:

  • • федеральным (представляет 48% государственных доходов);
  • • провинциальным (42% государственных доходов);
  • • местным (10% государственных доходов).

В федеральном налогообложении главную роль играют прямые налоги на доходы населения – налог на доходы физических лиц и обязательные взносы в государственный фонд страхования занятости и государственный пенсионный фонд. Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги (налог с продаж), акцизов, таможенных пошлин.

Налоговые источники доходов провинций складываются:

  • • из подоходного налога с населения;
  • • налога с продаж;
  • • налога на прибыли корпораций;
  • • акцизов;
  • • налогов в фонды социального страхования;
  • • налогов на дарения;
  • • рентных платежей;
  • • различных регистрационных и лицензионных сборов.

Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги.

Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.

В стране сложилась четкая система налогового регулирования:

  • • налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа министерства финансов;
  • • все проекты выносятся на обсуждение прежде всего в палату общин;
  • • сбором налогов занимается министерство по налогам и сборам;
  • • споры по вопросам налогообложения разрешает налоговый суд.

Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).

Налоговая система Канады оказывает серьезное воздействие на экономические процессы страны. В начале XXI в. налоговое регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное внимание уделялось государственным расходам. В результате федеральное правительство и правительства провинций требовали причитающиеся части важнейших налогов.

Доля подоходных налогов в 2012 финансовом году составляла 61,7% (49% приходится на подоходный налог с физических лиц, 12,7% – на налог с корпораций); налогов на потребление – примерно 19%.

Доля налогов, собранных в провинциях, относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинций пополняется более чем на 100 млрд дол. ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина – на налоги на потребление).

Большую роль в экономическом регулировании играет координация налогов, которая призвана способствовать:

  • • изменению роли провинций в федерации;
  • • обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;
  • • увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как к инструменту политики увеличения поступлений;
  • • улучшению системы распределения дохода между субъектами хозяйствования с целью дальнейшего экономического и социального развития.

Федеральный подоходный налог был установлен в 1917 г. на основании Закона о военном подоходном налоге, который в 1948 г. был заменен Законом о подоходном налоге. В 1952 г. этот Закон был включен в общий пересмотр законодательства. В 1965 г. был представлен «отчет Картера», предлагавший существенные изменения налоговой политики и соглашений по вопросам налогообложения между федеральным правительством и провинциями. Впоследствии Закон подвергался многочисленным изменениям, в том числе в 1971 г., вводившим определенные рекомендации к «отчету Картера», главные из которых объявляются министром финансов при внесении проекта бюджета.

Обязанность уплачивать подоходный налог основывается на понятии постоянного местожительства. В соответствии с Законом о подоходном налоге канадским резидентом считается каждое лицо, проживающее в стране более 183 дней. Облагается налогом совокупный доход канадских резидентов, тогда как лицо-нерезидент уплачивает налог лишь с заработной платы, полученной в Канаде, предпринимательского дохода, относящегося к постоянно действующему в Канаде предприятию, и с доходов от капитальных вложений, реализованных при распоряжении облагаемым канадским имуществом.

Для физических лиц налоговый год обычно соответствует календарному году, т.е. с 1 января до 31 декабря. Для юридических лиц налоговый год, как правило, соответствует их финансовому году.

Физическое лицо должно представить декларацию о доходах не позднее 30 апреля после окончания налогового года (или до 15 июня, если это же физическое лицо владеет индивидуальным предприятием), по мерс того как оно получает доход, подлежащий налогообложению. Предприятия, зарегистрированные в Канаде, обязаны представить декларацию о доходах не позднее чем через шесть месяцев после окончания их налогового года. В случае представления просроченной декларации или скрытия доходов могут применяться различные штрафные санкции.

Закон различает доходы по их природе, или источнику. Так, выделяют доход от оплачиваемой работы или службы (лишь применительно к физическим лицам), имущественный доход, предпринимательский доход и прирост капитала. Некоторые другие суммы включаются в доход просто в силу Закона. В принципе доход, не происходящий ни от одного из этих источников, не подлежит налогообложению. В таком случае говорят о случайной прибыли (например, выигрыш в лотерее).

Подлежат налогообложению лишь 50% доходов от капитала.

Доход от оплачиваемой работы или службы включает заработную плату и все выгоды, связанные с занятостью.

Доход от имущества или от предприятия прежде всего определяется как прибыль от имущества или предприятия. Эта прибыль определяется на основании существующих коммерческих принципов. В общем (но не всегда) эти принципы соответствуют общепризнанным принципам бухгалтерского учета. Между тем эта прибыль должна быть изменена таким образом, чтобы соответствовать многочисленным особым правилам определения дохода, предусмотренным в Законе.

К числу имущественных доходов относятся проценты, дивиденды, арендная плата и плата за наем. Эти виды доходов могут относиться и к предпринимательскому доходу, если они получены в условиях ведения хозяйства предприятия.

Расходы, произведенные для получения имущественного или предпринимательского дохода, включаются в себестоимость в той степени, в какой закон устанавливает это.

Расходы на капитал в качестве капитальных затрат могут быть амортизированы и вычитаются в соответствии с правилами, предусмотренными в законе по этому поводу.

Налогоплательщик, терпящий убыток в налоговом году, сможет перенести его на другой налоговый год и вычесть при расчете своего облагаемого дохода. Существуют различные виды убытков, среди которых есть убытки капитала и др.

В определенных ситуациях закон предусматривает освобождение от налога на прирост капитала, в частности на прирост капитала, заключенного в акциях малых предприятий, с максимальным вычетом в 500 тыс. дол. (это касается лишь физических лиц, исключая доверительную собственность).

Закон различает собственно доход (обычно называемый чистым доходом) и облагаемый доход. Налог рассчитывается с облагаемого дохода. Облагаемый доход соответствует чистому доходу, над которым были произведены определенные коррективы. Так, облагаемый доход налогоплательщика соответствует его чистому доходу, рассчитанному за год, за вычетом сальдо иных убытков, понесенных в течение предыдущих налоговых периодов и перенесенных на данный налоговый год.

Подоходный налог с физических лиц рассчитывается посредством прогрессивных ставок. Провинция Альберта приняла единую ставку для провинциального подоходного налога с физических лиц.

Для сокращения суммы уплачиваемого налога могут использоваться определенные налоговые кредиты.

В 2012 финансовом году на федеральном уровне применяются следующие прогрессивные ставки:

Налоги Канады

Как и США, Канада имеет децентрализованную трехступенчатую налоговую систему. Она состоит из федеральных налогов, налогов провинций и местных налогов, устанавливаемых муниципальными властями.

В экономике и социальной жизни Канады большое значение имеют провинции. Особенно это относится к таким отраслям, как здравоохранение, образование, социальное страхование. Вследствие этого в государственных доходах поступления от провинциальных налогов приближаются к федеральному уровню. Картина примерно такова: федеральные налоги обеспечивают 48%, региональные (налоги провинций) – 42%, местные – 10% поступлений.

Эффективности налоговой системы способствует то, что при высокой степени самостоятельности государственных органов различного уровня налоговые системы федерального правительства, провинций и муниципалитетов взаимосвязаны и взаимозависимы, что придает налоговой системе комплексный и единый характер. Этому способствует, и направление расходной части бюджетов. В Канаде осуществляется большое количество совместно финансируемых федерально-провинциальных, и провинциально-муниципальных программ экономического и социального развития. Нижестоящие бюджеты получают регулярные дотации из вышестоящих. Значительные суммы при этом идут по системе выравнивания в бюджеты экономически отсталых провинций, чтобы уравнять доходы на душу населения.

Конкуренция провинций за привлечение капитальных вложений препятствует увеличению налогов и ведет к выравниванию в целом по стране налогового давления.

Главным доходным источником федерального бюджета, как и в США, служит подоходный налог с физических лиц. Значительные суммы также приносят: налог на прибыль корпораций, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, отчисления в фонды социального страхования.

Провинции в свою очередь взимают подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, платежи в фонды социального страхования. Помимо этого, в региональные бюджеты поступают: налог на наследства и дарения, рентные платежи.

Основа доходов муниципалитетов – налог на недвижимость и налог на предпринимательскую деятельность.

Остановимся на подоходном налоге с физических лиц. Если из валового дохода гражданина вычесть расходы, связанные с его получением, то остается доход как объект налогообложения. Произведя из него определенные законом вычеты, получим налогооблагаемый доход.

Доход классифицируется по шести позициям:

доход от имущества, сдаваемого в аренду;

доход от инвестиций: проценты, дивиденды;

прочие доходы, включая пенсии, дотации и др.

Из дохода вычитаются платежи в пенсионные фонды; профсоюзные взносы и членские взносы в ассоциации, и общественные организации; расходы на содержание детей; расходы, связанные с инвестициями, процентные выплаты по ссудам; убытки, полученные за предыдущие годы.

Приращение капитала облагается не целиком, а две трети прибыли от перепродажи объектов инвестиционного назначения. По этой позиции не облагаются первые 100 000 канадских долл. дохода. С облагаемого дохода федеральный налог взимается по прогрессивной шкале с тремя ставками: до 27,5 тыс. канадских долларов – 17%, от 27,5 тыс. до 55 тыс. долл. – 26% и более 55 тыс. долл. – 29%.

Наличие провинциального подоходного налога существенно меняет картину. Провинциальный подоходный налог исчисляется как процент от федерального налога. Ставки колеблются от 43% в северо-западных территориях до 60% в провинциях Ньюфаундленд, Нью-Брансуик и Саскачеван. За счет этого фактическое обложение федерально-провинциальным подоходным налогом находится в пределах от 26 до 45%.

До реформы 1987 г. в Канаде действовали 10 ставок подоходного налога с физических лиц.

Удельный вес поступлений от налога на прибыль корпораций составляет примерно 10% в общих доходах федерального бюджета и 4% в доходной части бюджетов провинций.

Предприятия малого бизнеса облагаются по пониженным ставкам. К малому бизнесу в Канаде относят предприятия с численностью занятых до 100 человек и с доходами до 200 тыс. долл. в год. Ставка налога – 28% в федеральный бюджет и 15% – в провинциальный, а для малый предприятий – соответственно 12 и 10%. Причем федеральные ставки едины для всей страны, а провинциальные приведены усредненные, так как они могут различаться в зависимости от решения законодательных собраний провинций. Для ряда отраслей обрабатывающей промышленности установлена налоговая льгота в виде пониженной ставки федерального налога: 23% вместо 28.

Налоговыми льготами стимулируются проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разведка полезных ископаемых, освоение новых месторождений. Широко применяется ускоренная амортизация основных производственных фондов.

Крупные доходы приносит налог с продаж. От него освобождены продукты питания, детская одежда, лекарства, книги, топливо, услуги в области медицины и образования.

Продажи в процессе производства облагаются федеральным налогом обычно по ставке 12,0-13,5%. Более высокие ставки устанавливаются на предметы роскоши, автомобили, спиртные и табачные изделия. Пониженные ставки применяются для строительных материалов, услуг связи. Другие услуги федеральным налогом не облагаются. Налог вносит фирма-производитель, он включается в цену товара. Как видим, федеральный налог с продаж является в некоторой степени аналогом европейского налога на добавленную стоимость.

Розничные продажи облагаются провинциальным налогом. Раньше его ставки, как и в США, колебались весьма значительно: от 0 – в провинции Альберта, до 12% – в Ньюфаундленде и Квебеке. В начале 90-х годов была законодательно введена единая ставка налога с розничных продаж в размере 7%. Вносятся предложения о ее повышении до 7,5%. Сравнительно низкая ставка налога с продаж и широкая база налогообложения дают в результате высокие доходы от его взимания. В доходной части бюджетов провинций он занимает в среднем 17%.

Из местных налогов самый крупный – налог на недвижимость. Обычно при этом налогообложении исходят из стоимости земли, на которой ведется застройка. Оценка облагаемой собственности входит в функцию провинциальных властей для формирования единого подхода в провинции. Облагаются земля и здания, оборудование налогом не облагается. При оценке учитываются три фактора: расходы на создание данной стоимости; доход, который она реально приносит владельцу; учет рыночной стоимости на момент оценки. Налог с недвижимости взимается обычно в размере 0,5-1,0% от стоимости собственности. Ставка резко повышается, если недвижимость используется для определенных видов деятельности. Например, налог с парикмахерской устанавливается в размере 30% стоимости здания, налог с адвокатских контор и врачебных кабинетов – 50%. А если здание используется для производства алкогольной продукции, налог на недвижимость составляет 140%.

Правительственные и провинциальные здания и сооружения освобождены от налога на недвижимость, но помимо общих дотаций и субвенций муниципалитетам выделяются суммы, равные тому налогу, который они не уплачивают.

Посмотрим структуру доходов и расходов бюджета крупного города Канады (на примере г. Оттавы) в первой половине 90-х годов (табл.12).

Налоговая система Канады

Общая характеристика

Канада представляет собой федерацию, в состав которой входят 11 провинций и две федеральные территории. Канада является членом Содружества, возглавляемого Великобританией, и по форме правления представляет собой конституционную монархию. Главой государства Канада является королева Великобритании.

Канада относится к группе стран со средним уровнем налогового бремени. Так, за период 2000-2010 гг. в среднем доля налоговых доходов консолидированного бюджета страны составляла около 33,3% ВВП. На протяжении второй половины XX в. – первого десятилетия XXI в. налоговая нагрузка на экономику менялась не столь значительно, как это имело место в США (см. рис. 2.1). Начиная с 1965 г. просматривался выраженный рост налогового бремени с 26% ВВП в 1965 г. до 36% в 1991 г. 1990-е гг. для Канады были периодом высокого уровня налогообложения и жесткого контроля за динамикой государственного долга. В среднем налоговая нагрузка на экономику в этот период составляла около 36% ВВП. Начало XXI в. было отмечено постепенным понижением налоговой нагрузки (в первую очередь за счет снижения ставок подоходных налогов, а также НДС) с 35% в 2000 г. до 31% ВВП в 2010 г.

Как и в США, основной акцент в налоговой системе Канады делается на использование прямых налогов. Так, доля прямых налогов в доходах консолидированного бюджета в 2009 г. составляла более 50% (рис. 2.3), в том числе индивидуальные подоходные налоги составляли 32,3%.

Доля косвенных налогов была существенно ниже – всего 18,3%. Основную роль в общем объеме косвенных налогов играют общие налоги на товары и услуги – НДС и провинциальные налоги с продаж. Доля взносов и отчислений на социальное страхование (все виды) и налогов на фонд заработной платы составляла около 6,6% всех доходов. Существенную роль в доходах консолидированного бюджета играют неналоговые доходы (инвестиционные доходы, доходы от оказания услуг и продажи товаров и некоторые другие).

Рис. 2.3. Структура доходов консолидированного бюджета Канады (2009 г.)

Доля налоговых доходов федерального бюджета в общей сумме налоговых поступлений в начале XXI в. составляла 51%, на долю налоговых доходов провинций приходилось 32%, а на долю местных бюджетов – 17%.

Канада является федеративным государством, в состав которого входят 11 провинций и две федеральные территории. Соответственно, налоговая система Канады имеет три уровня или три составляющих – федеральную, провинциальную и местную. В табл. 2.7 представлены основные налоги канадской налоговой системы, сгруппированные по уровням власти, которые эти налоги вводят и за счет которых формируются соответствующие бюджеты.

Таблица 2.7. Основные налоги Канады по уровням бюджетной системы

Федеральные налоги

Налоги провинций

Местные налоги

Индивидуальный подоходный налог

Индивидуальный подоходный налог

Налог на недвижимость

Налог на прибыль корпораций

Налог на прибыль корпораций

Налог на бизнес

Налог на добавленную стоимость

Налог с продаж, гармонизированный налог с продаж

Акцизные налоги и акцизные сборы

Налоги на табак и минеральное топливо

Взносы и отчисления на социальное страхование

Взносы на медицинское страхование, налоги на фонд заработной платы

Налог на капитал финансовых институтов

Налоги на капитал компаний

Налоги на развлечения

Налоги на страховые премии

Налоги на переход собственности

Из табл. 2.7 видно, что налоговая система Канады в значительной мере базируется на параллельном использовании налоговых баз. И федерация, и провинции имеют право вводить однотипные налоги на одну и ту же налоговую базу. Так, в Канаде существует федеральный индивидуальный подоходный налог и индивидуальный подоходный налог провинций. Однако в отличие от США из этой параллельной схемы практически исключены местные органы власти, которые фактически используют только поимущественные налоги (налог на недвижимость, налог на бизнес).

Канадская налоговая система в том виде, в котором она сложилась к началу XXI в., представляет собой продукт длительного и достаточно противоречивого развития весьма сложного механизма федеративных отношений. Ее развитие происходило в непосредственном взаимодействии с развитием других компонентов бюджетной системы государства. В частности, менялись модели и способы разграничения ответственности по финансированию различных категорий расходов между федерацией и провинциями, механизмы перераспределения финансовых ресурсов в общенациональном масштабе, механизмы и процедуры взаимного согласования финансовых интересов и улаживания отдельных возникающих при этом конфликтов и т.д.

Налоговые права федеральной и провинциальной ветвей государственной власти гарантируются Конституцией страны, а налоговые права местных (муниципальных) властей определяются и гарантируются провинциальным законодательством, поэтому объем и характер этих прав иногда существенно варьируется по различным провинциям.

В рамках Конституции Канады предусмотрено разграничение налоговых полномочий между федерацией и провинциями, за которыми закреплены определенные сферы налогообложения.

Так, федеральное правительство имеет ничем не ограниченное право вводить любые налоги в пределах установленных конституционным законодательством сфер полномочий, что зафиксировано в п. 3 ст. 91 Конституции Канады. При этом федеральное правительство имеет исключительное право на установление таможенных налогов и сборов, так как сфера внешних сношений и внешнеэкономического регулирования находится в его исключительной компетенции.

В отличие от федеральной власти налоговые полномочия провинций формально существенно ограничены. Так, в ст. 92

Конституции Канады указывается, что провинции имеют право осуществлять “прямое налогообложение внутри провинции с целью получения денег для провинциальных нужд”. Сформулированное таким образом положение Конституции формально запрещает провинциям вводить косвенные налоги и требует от них использования только прямого налогообложения, причем исключительно в пределах границ собственной юрисдикции, т.е. провинции. Это означает, что налоги должны быть установлены таким образом, чтобы избежать перенесения налогового бремени за пределы собственной юрисдикции или так называемого экспорта налогов на территорию других провинций.

Однако важное значение для практики построения налоговой системы имеют не только конституционные формулировки, но и их толкование судебными органами. Например, несмотря на наличие конституционного запрета на введение косвенных налогов, фактически все провинции (кроме двух – Альберта и Нунавут) ввели провинциальные налоги с продаж, которые распространяются исключительно на розничные продажи.

Вопросы истории

Вопрос о праве провинций вводить налоги с розничных продаж рассматривался Верховным Судом Канады, который решил этот вопрос в пользу провинций, дав трактовку косвенного налогообложения как переносимого номинальным налогоплательщиком на иного субъекта. Поскольку в случае с розничными продажами налог не может быть перенесен на иного субъекта, а лицо, покупающее товары в розницу, отдает себе отчет в необходимости уплатить данный налог, значит, он не может рассматриваться как косвенный и скорее относится к прямым налогам.

В результате было фактически подтверждено право провинций вводить налоги на розничные продажи, а также необходимость указывать этот налог в чеке отдельно от цены товара, чтобы налогоплательщик ясно осознавал, какую сумму налога он платит.

Чрезвычайно важным для построения канадской налоговой системы является решение вопроса о собственности на природные ресурсы и возможности их налогообложения. В соответствии с Конституцией Канады природные ресурсы целиком и полностью находятся в юрисдикции провинций, из чего следует, что только последние имеют исключительное право осуществлять их налогообложение. Это приводит к тому, что федерация не имеет права вводить налоги на добычу полезных ископаемых, находящихся на территории провинций. В юрисдикции федерации остаются только полезные ископаемые, расположенные на федеральных территориях и континентальном шельфе.

Рассмотрим основные налоги, используемые на каждом из уровней канадской налоговой системы.

Источники:
http://www.konspekt.biz/index.php?text=53382
http://businessman.ru/kakie-nalogi-v-kanade-nalogovaya-sistema-kanadyi.html
http://sdalna10.com/14043664
http://studref.com/460304/ekonomika/stanovlenie_nalogovoy_sistemy_kanady_sovremennaya_struktura
http://vuzlit.ru/2331121/nalogi_kanady
http://studme.org/124612209882/ekonomika/nalogovaya_sistema_kanady
http://in-ca.ru/immigration-programs/federal/

Ссылка на основную публикацию