Транспорт Китая
Общая информация
В Китае действует правостороннее дорожное движение (руль слева). Протяжённость автодорог (включая сельские) составляет 3,5 млн. км. Общая длина современных многополосных автострад в конце 2006 года составляла 45,3 тыс.км.
Общественный транспорт в городах Китая перегружен до предела. В Пекине, Чунцине, Нанкине, Шанхае, Ухань, Гуанчжоу, Гонконге, Даляне, Шеньчжене и Тяньцзине есть метрополитен, автобусы и троллейбусы (работают с 5:00-5:30 до 22:00-23:00). Билеты в метро продаются в кассе на входе («проездные» и магнитные карточки отсутствуют), в автобус и троллейбус — у кондуктора, а на пригородных линиях – у водителя.
Такси – самый комфортный способ передвижения в городе (обычно 6-10 RMB за первые 4 км и 1-2 RMB за каждый последующий). Тариф обычно крупно написан на прикрепленной к ветровому стеклу или стеклу задней правой двери бумажке.
Есть микроавтобусы маршрутного такси, обслуживающие районы скопления туристов и железнодорожные вокзалы. Стоимость проезда на них варьируется в зависимости от расстояния и обычно составляет от 1 до 3 юаней.
Перемещаться на короткие расстояния можно вело – и обычными рикшами, стоимость проезда на которых зависит от веса пассажира и расстояния (обычно рикша обходится дороже, чем такси).
Китай запустил второй в мире коммерческий поезд на магнитной левитации. В ходе совместного китайско-германского проекта было построена 30-км высокоскоростная (450 км/ч) маглев-трасса от шанхайского аэропорта Пудун до центра Шанхая, начавшая работать в 2002 году. Стоимость проекта составила $1,2 млрд.
Авиационный транспорт
В Китае насчитывается 980 линий внутренних воздушных перевозок, 130 международных линий и 24 линии региональных авиаперевозок.
Наибольшей плотностью авиалиний отличаются Пекин, Шанхай и Гуанчжоу с прилегающим районом дельты реки Чжуцзян. Пекин является узловым пунктом в сети международных авиалиний.
Внутренний авиационный транспорт бурно развивается в настоящий момент и охватывает всю страну. Лучше всего летать только крупными китайскими компаниями, обеспечивающими лучший сервис и более высокую безопасность.
Расписание полетов на внутренних линиях весьма напряженное, билеты часто продаются только заранее. Опоздания с вылетом встречаются достаточно часто, причем задержки могут быть весьма велики.
При покупке билета необходимо заполнить специальный бланк. Тарифы на авиаперевозки достаточно высоки, плюс оплачивается аэропортовый сбор (50 юаней). При опоздании на самолет компания обязана бесплатно посадить пассажира на следующий рейс, если на нем есть свободное место.
Общее количество воздушных судов в континентальном Китае оценивается в 1580 единиц в 2010 году (в 2006 году их было 863). К 2025 году цифра возрастёт до 4000.
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт Китая отвечает за 24 % ж/д перевозок в мире и является одной из основных составляющих экономики. По длине ж/д путей Китай занимает 3 место в мире, протяжённость железнодорожной сети China Railways составляла на конец 2006 года 76,6 тыс. км (в 2006 году прирост составил 1,2 тыс.км).
В 2006 году была введена в строй Цинхай-Тибетская железнодорожная магистраль в Тибете – самая высокогорная железная дорога (до 5072 м над уровнем моря), стоимость постройки которой составила $4,2 млрд. Через Ланьчжоу-Синьцзянскую железную дорогу ж/д сеть Китая соединена с железными дорогами Казахстана.
Железные дороги образуют достаточно густую сеть, но плотно охватывают, в основном, только восточные районы. Электрифицировано только 20% сети, поэтому встречаются и тепловозы, а на некоторых грузовых линиях – даже паровозы.
Поезда бывают трех типов – обычные, скорые и экспрессы, а вагоны делятся на 4 типа – сидячий жесткий (аналог нашего “общего вагона”, билеты без мест), сидячий мягкий, лежачий жесткий (“плацкарта”, полки трехъярусные) и лежачий мягкий (аналог нашего “купе”). Разница в цене между каждым типом достаточно велика (может доходить до 3-х раз). Уровень сервиса зависит от компании-перевозчика и может сильно разочаровать.
Билеты единого образца и действительны только на строго определенный поезд. Каждый пассажир может провезти с собой бесплатно одного ребенка ростом до 110 см. без занятия отдельного места, ростом до 140 см. – за 50% стоимости, и ростом свыше 140 см. – по полному тарифу. Никаких дополнительных скидок нет.
Для иностранцев существуют отдельные кассы, где можно приобрести билет без толчеи по единому внутреннему тарифу, но с наценкой “за сервис”. Можно купить билет и в обычной кассе, но это долго и страшно медленно. Обычно кассы продают билеты только от данной станции, обратный билет приобретается “на месте”. Специальные цены установлены на поезда в Гонконг и Шанхай. Билет можно вернуть в кассу до отправления поезда с возвратом всей суммы, а в исключительных случаях – спустя два часа после отправления. Цены на билеты постоянно меняются.
Водный транспорт
Главные морские порты: Шанхай, Тяньцзинь-Синьган, Гуанчжоу-Хуанпу, Яньтай, Циндао, Циньхуандао, Далянь, Бэйхай, Сянган и др.
Вообще в Китае более чем 2000 портов, 130 из которых принимают иностранные корабли.
Длина китайских рек, озёр и каналов, доступных для навигации оценивается в 140 тыс.км.
Главные туристические маршруты:
По великому каналу от Сучжоу до Ханчжоу курсируют туристические теплоходы, протяженность пути 146,6 км.
В Нанкине, Уси и Янчжоу можно сесть на драконовый челн либо на туристическое судно и совершить круиз по Великому каналу Янцзы и озеру Тайху.
В Гуйлине можно сесть на туристическое судно, совершающее плавание по реке Лицзян до г.Яншо протяженностью 83 км. По обоим берегам глазу открываются чудесные пейзажи.
По Трем ущельям на реке Янцзы курсирует более 50 роскошных теплоходов для туристов.
Прокат авто
Аренда автомобиля в Китае достаточно не проста – для этого необходимо только наличие водительских прав (но российские и международные права считаются недействительными на территории Китая) и оплаченные залог и страховой сбор. На дороге иностраницев конечно вряд ли остановят, но при аварии проблемы будут точно.
Поэтому туристам рекомендуется арендовать автомобиль только с водителем (стоимость услуги около 100$ в день).
Вообще аренда авто туристам просто проводящим свой отпуск в Китае не нужна. На отдыхе вполне хватает такси, которых более чем предостаточно и стоимость поездки сравнима с ценой на бензин.
Аренда автомобиля нужна лишь в том случае, если туристы панируют совместить свой отдых с бизнес-планами или устроить себе полностью индивидуальную программу с личным гидом.
Полезное
Как правило, скорость движения автомобилей не превышает 50-60 км/ч, однако даже на такой скорости местные водители умудряются совершать обгоны по встречной полосе и постоянно друг друга подрезать.
Постоянный звук клаксона это тоже нормальное явление. Например, на Хайнане водители сигналят перед каждым перекрестком, даже если на нем никого нет. Также сигналят и пешеходам, спокойно идущим по тротуару.
Кроме того, дороги, особенно в крупных городах, обычно переполнены, причем автомобили на дороге не самое худшее – в Китае превеликое множество велосипедистов и мотороллеров, которые при движении тоже особо не церемонятся с правилами дорожного движения.
Что бросается в глаза в Китае, особенно в час пик – это огромное количество велосипедов. Это самый распространенный вид транспорта. Дороги в Китае ровные, поэтому на велосипеде ездить удобно. Велосипед можно взять на прокат прямо в отеле или в специальном агентстве. В отеле, скорее всего, с вас возьмут залоговую стоимость велосипеда.
В настоящее время Китай находится на стадии глобального обновления своей транспортной инфраструктуры. До сегодняшнего дня китайская экономика росла, несмотря на неразвитость инфраструктуры, но сейчас этот фактор сдерживает рост, поэтому правительство Китая прикладывает усилия по созданию эффективной системы перемещения людей и грузов по стране.
По статистике Всемирного банка плохая инфраструктура в 1990х годах снижала ВВП Китая на 1 %. Транспортная составляющая в стоимости товаров равняется 20 % в сравнении с 5-10 % США и других развитых стран.
Для более эффективного использования водных путей сообщения Китай реконструирует порты. По всех стране также идёт строительство аэропортов, из-за чего растут и сопутствующие индустрии: строительное оборудование, проектирование, безопасность и электроника.
Городской маршрутный транспорт в Китае
Планируя деловую поездку и решая, как получить визу в Китай максимально быстро и просто, не стоит терять времени даром. Советуем подготовиться «по всем пунктам» и побольше узнать об этой стране. К примеру, если в ваши планы не входит предварительно оплаченный трансфер от дверей аэропорта, и передвигаться по городу вы будете самостоятельно, вам придется заранее познакомиться особенностями местного общественного транспорта.
Всегда ли количество влияет на качество?
При одном упоминании о китайском общественном транспорте человеку непосвященному может стать не по себе. И совершенно напрасно. Организация его движения здесь находится на очень высоком уровне: автобусы, трамваи, троллейбусы ходят строго по расписанию, система оплаты и контроля простая и эффективная.
Уровень транспортных услуг в Китае высокий, их стоимость – низкая
Проблема пробок здесь также менее актуальна, чем в России: малое количество светофоров, перекрестки в виде огромных многоуровневых развязок, расположение пешеходных переходов либо под землей, либо над ней – все эти рациональные решения делают пользование городским маршрутным транспортом еще удобнее.
Так как принцип работы автобусов, троллейбусов и трамваев примерно одинаков, свое повествование мы посвятим первым. Тем более что далеко не в каждом городе есть электрифицированные линии. Да и схема движения по ним относительно ограниченна.
В Китае можно встретить автобусы разного уровня: от довольно старых и видавших виды до ультрасовременных – с кондиционером, светящимся информационным табло и электронным устройством для оплаты карточкой. Новые модели также часто бывают оборудованы автоматическими пандусами для инвалидных кресел.
Правила проезда, единые для всех
Передвижение в общественном транспорте Поднебесной регламентируется целым рядом правил, которые позволяют превратить это стихийное явление в более или менее упорядоченную систему.
Существует система правил, обязательная для всех китайских пассажиров
Так, вход в салон осуществляется через переднюю дверь. Здесь, у кабины водителя, установлено специальное устройство, с помощью которого пассажиры оплачивают проезд. Называть этот аппарат турникетом вряд ли будет правильно, ведь он не препятствует входу в салон желающим прокатиться бесплатно. Функцию контролера выполняет водитель. Именно он следит за тем, чтобы каждый вошедший внес оплату за проезд.
Теперь подробнее о способах оплаты. Наиболее удобный и выгодный из них – это пластиковые карточки-билеты, информацию с которых и считывают устройства на входе. Пополнение таких проездных производится в специальных офисах либо автоматах. Прикладывая карточку к электронному «кондуктору», пассажир оплачивает проезд, а заодно с помощью светящегося табло узнает, сколько средств у него осталось.
Более привычный для многих наших соотечественников способ – расчет наличными. С этой целью рядом с водителем установлен специальный ящик из прозрачного пластика: вошел в салон, положил в него денежку – и можно ехать с чистой совестью. Правда, если у вас нет одного юаня, но есть пять, на сдачу можете не рассчитывать. Потому лучше всегда иметь при себе достаточное количество мелочи.
При пользовании транспортной карточкой возможны специальные выгодные скидки
Важное дополнение: оплата наличными обходится немного дороже, так как при расчете карточкой-проездным с него «считывается» чуть меньше средств. В простых автобусах проезд стоит всего 1 юань (около 10 рублей), в более новых и комфортабельных – 2 юаня. В крупных городах этот ценовой диапазон составляет 2-3 юаня.
Встречаются в китайском транспорте и кондукторы. Если он спрашивает у вас, до какой остановки вы едете, это означает, что тариф зависит от расстояния. В итоге поездка по городу может обойтись вам в сумму до 5 юаней, а путешествие по междугороднему направлению – до 20 юаней.
Порядок во всем, включая часы пик
Выход из салона предусмотрен через среднюю дверь. Такое «одностороннее» движение позволяет избежать сутолоки. Над выходом обычно установлена видеокамера, транслирующая картинку на экран, глядя на который водитель понимает, нужно ему притормаживать у ближайшей остановки или, если там и в салоне никто не стоит, можно проехать мимо. В связи с этим лучше не сидеть на кресле до последнего, иначе можно проехать мимо своего пункта назначения.
Дизайн китайских остановок может быть очень креативным
Кстати, об остановках. Внешне они несколько отличаются от российских. Остановочные пункты имеют вид козырьков без скамеек или просто невысоких каменных столбиков и выделены с помощью дорожной разметки. Утром и вечером в часы пик здесь работают транспортные волонтеры, чем-то напоминающие наших дружинников. Чаще всего это пенсионеры, одетые в одинаковые жилеты, с красными повязками на рукавах и флажками в руках.
Вооружившись свистками и громкоговорителями, они следят за тем, чтобы в автобусы, которые останавливаются в строго отведенных для этого местах, пассажиры входили по очереди, не нарушая ее порядка и не бросаясь под колеса.
И еще немного полезной информации
Работает общественный транспорт Поднебесной преимущественно с 5.00-5.30 до 22.00, и лишь отдельные маршруты – до 23.00. Периодичность движения составляет от 5 до 30 минут в зависимости от «проходимости» маршрута.
В Поднебесной есть все. Даже двухэтажные трамваи
Еще одна интересная особенность – это «круговое» движение: если в России автобусы курсируют взад-вперед, то здесь они часто ходят по кругу. Это означает, что если вы захотите вернуться в исходный пункт и с этой целью перейдете на остановку, расположенную на противоположной стороне улицы, автобуса вы можете так и не дождаться.
Как выяснить нужный номер маршрута? Есть несколько вариантов. Во-первых, удобные сайты с картами, с помощью которых можно проложить путь общественного транспорта из пункта А в пункт Б. Во-вторых, можно воспользоваться печатной картой города. В-третьих, отыскать маршрут на стендах, размещенных рядом с остановкой: названия остановок там написаны сверху вниз, маршруты – слева направо.
Уверены, пользование местными маршрутными средствами передвижения подарит вам массу новых и полезных впечатлений.
Индия для туристов – это, прежде всего, Гоа. Самый маленький из 28 штатов, он в то же время является самым европеизированным и самым. Подробнее
Туристический отдых на Тайване сразу радует тем, что для пребывания в стране сроком до 21 дня россиянам виза не потребуется. Такой п. Подробнее
Возможность въезда россиянам в Таиланд на срок до 30 дней без оформления визы делает отдых в этой стране весьма привлекательным. Зде. Подробнее
Адрес: 105064, г. Москва,
ул. Казакова д.6 стр.1, оф. 511
Визы: +7 (495) 649-43-71
Авиабилеты: +7 (495) 917-99-01
Общественный транспорт в Китае
Выбирая туры в Китай, нужно быть готовым ко многим вещам. Одна из самых распространённых проблем для русскоязычного туриста – это общественный транспорт Китая. Для многих эта проблема решается достаточно легко – организованные туры и заранее оплаченный трансфер от дверей аэропорта.
Но тем, кто путешествует самостоятельно, придётся заранее познакомиться с системой работы общественного транспорта Китая. Как и многие аспекты жизни в Поднебесной, эта сторона повседневного быта имеет свои, и далеко не всегда приятные особенности.
Рассмотрим самые востребованные способы передвижения по Китаю.
Автобусы, трамваи и троллейбусы в Китае
Сеть городских автобусов работает не менее исправно. В Китае очень эффективно борются с проблемой пробок. Пешеходные переходы в крупных городах стараются делать либо под землей, либо над ней. Это позволяет сократить число светофоров.
Перекрестки же превращают в огромные многоуровневые развязки. Автобусы в Китае бывают разные: есть современные, оснащенные кондиционером, электронным турникетом по оплате, электронной беговой линией, оповещающей о текущей и следующей остановке; а есть достаточно старые модели, которые ничем не примечательны.
Большинство автобусов оборудовано автоматическим спуском-подъемником, чтобы обеспечить комфортное размещение инвалидов в транспорте. В Китае тщательно соблюдается правило, следуя которому пассажиры входят в переднюю дверь, а выходят в заднюю.
Оплата за проезд может производиться по-разному: с помощью кондуктора, электронных систем или самостоятельно. В последнем случае пассажиры добросовестно кладут деньги в ящик рядом с водителем, невысокая стоимость проезда исключает появление “зайцев”.
Важно: Если в автобусе работает кондуктор, он спросит, до какой остановки Вы едете. Как правило, в таких случаях тариф зависит от расстояния, но билеты редко стоят дороже 5 юаней для внутригородских маршрутов и 20 юаней для междугородних направлений.
Трамваи и троллейбусы в Китае работают по аналогичной схеме. Стоит только помнить, что далеко не в каждом городе есть такая роскошь, как электрифицированный транспорт. Чаще всего маршруты трамваев в Китае имеют ограниченные ветки, о чём нужно помнить. Почти все схемы движения выложены в Интернет, правда – только на китайском языке.
Метро в Китае
Метро в Китае – самый быстроразвивающийся вид транспорта. На 2015 год в полную силу подземные линии работают в 29-ти крупных городах страны, а в ближайшие годы планируется запустить ещё 19 метрополитенов по всей Поднебесной.
Безусловное преимущество метро в Китае – это его скорость. Поезда приходят по строгому расписанию, время ожидания составов редко превышает 15 минут. За считанные минуты вагон метро доставит Вас в любой конец города, а в случае с Гонконгом или Гуанчжоу – даже в соседние города.
За безопасностью в китайской подземке следят строго. Рядом турникетами на каждой станции установлены рентгеновские рамки для сумок. Прежде чем пройти через «вертушку», нужно будет пропустить вперёд себя свою кладь, даже если это небольшая барсетка или дамская сумочка.
Важно: Купленный билет на метро в Китае нужно сохранять до конца поездки. При выходе из стации использованные билеты собираются в специальные контейнеры или отдаются персоналу в руки – для повторного использования. Если этого не сделать – придётся заплатить внушительный штраф.
Покупаются билеты либо непосредственно в кассе перед входом на станцию, либо в электронных терминалах, расположенных поблизости. Очереди в кассу существенно меньше, но с оператором придётся изъясняться либо по-китайски, либо на пальцах – английского или русского языка в Китае многие не знают.
Частые отзывы туристов о давке в китайском метро – не более чем слухи. Загруженность вагонов наблюдается лишь в вечерние часы пик на некоторых станциях Пекина, Шанхая или Гонконга. В остальное же время вагоны ходят относительно свободно, несмотря на огромный пассажиропоток метрополитена.
Большая часть станций китайского метро появилась после 1990-х годов. Это объясняет высокую технологичность залов, а также самих вагонов. Кроме громкой связи здесь можно увидеть множество мониторов и других атрибутов современной цивилизации.
Билет на одну поездку
Поезда и электрички в Китае
Поезда в Китае – самый популярный вид общественного транспорта. Со всеми вытекающими последствиями. Самое неприятное из них – это высокая загруженность вагонов даже на небольших расстояниях и многочисленные проблемы с билетами, особенно перед государственными праздниками и длинными выходными.
Билеты на междугородние направления поездов в Китае поступают в продажу за 10-15 дней до отправки. Выкупить билет за месяц невозможно, из-за высокого спроса. Как правило, за 4-5 дней до рейса билеты даже по непопулярным направлениям найти проблематично.
Как и во всём мире, в китайских вокзалах огромное внимание уделяется безопасности. Перед входом нужно будет пройти одну или даже две рамки металлоискателя, предварительно отдав багаж и ручную кладь на проверку через рентген.
Важно: На вокзалах в Китае доступ к перронам ограничен. После прохождения ворот безопасности можно смело занимать очередь к воротам на перрон. Как правило, очереди здесь очень длинные, и те, кто стоит впереди, сразу же побегут занимать свободные багажные отсеки в вагонах.
Поезда в Китае делятся на несколько типов – по степени комфорта вагонов и скорости передвижения:
- Высокоскоростные поезда имеют категориюG. На них самые дорогие билеты, в вагонах есть только сидячие места. Скорость таких составов варьируется от 250 до 480 км/час;
- Поезда категорийC иD имеют ощутимо меньшую скорость – 250 км/час у них это уже предел. По типу вагонов они сравнимы с поездами G и российскими купейными вагонами;
- Маркировка Z есть только у поездов, соединяющих Пекин с другими городами. Это уже более привычные для россиян поезда с плацкартными, купейными и сидячими вагонами;
- Билеты на поезда категорийT иK самые дешёвые. Как правило, в таких поездах преобладают общие и плацкартные вагоны, хотя есть и небольшое количество купе. Длительность поездок в них может превышать сутки.
Важно: Даже в поездах категории G в стоимость билета могут не включить использование элементарных удобств – например, мыла или туалетной бумаги. Чтобы получить их, нужно будет обратиться к проводнику и доплатить определённую сумму. Но лучше – иметь такие мелочи всегда при себе.
С вагонами-ресторанами в китайских поездах проблем нет. Некоторые направления имеют дополнительное обслуживание, но цены, мягко говоря, расстраивают. Намного дешевле будет купить «сухой паёк» в супермаркете и спокойно перекусить, любуясь видами из окна.
Проблема с переполненностью поездов в Китае актуальна всегда. Нужно быть готовым, что даже в самых дорогих поездах в определённые дни будут продаваться стоячие места, что резко уменьшает комфорт передвижения, но таковы реалии самой густонаселённой страны на планете.
Такси в Китае
Решив воспользоваться такси в Китае, стоит помнить о самом главном нюансе этого вида транспорта – в Поднебесной он практически полностью находится в руках частных компаний, поэтому цены на поездку, как и сами поездки, могут оказаться непредсказуемыми.
У аэропортов и вокзалов Китая существуют легальные зоны парковки такси. Почти у каждого стояночного места в любое время суток образуется длинная очередь из прибывших пассажиров – в Китае это нормальное явление. Иногда в очереди приходится стоять больше часа – и это тоже считается здесь нормой.
Все легальные таксисты в Китае работают по счётчикам. Как правило, тариф для коротких маршрутов – 10 юаней за километр. Для протяжённых поездок стоимость каждого километра уменьшается. За время ожидания, а также за каждую пробку счётчики отматывают свои тарифы.
Важно: В Китае у таксистов принято подбирать пассажиров на дороге. Как правило, они быстро договариваются с водителем о цене, которая никак не касается той стоимости, которая светится на таксометре.
Туристов китайские таксисты любят. Если пассажир имеет хотя бы начальные знания о языке, то эмоциональный разговор на всю дорогу обеспечен.
Ликбез по транспорту в Китае: куда, на чем и за сколько
Идея написать статью про транспорт в Китае пришла ко мне из-за непрекращающегося потока вопросов от новеньких студентов: «Где купить билет на поезд?», «А как вызвать такси в аэропорт?», «Сколько стоит проезд в автобусе?» и так далее. Поэтому давайте разбираться.
Все мы знаем, что Китай большой, и есть заметная разница между, например, Шанхаем и Аньшанем, поэтому заранее оговорюсь, что мой опыт основан на жизни в Пекине и Чанчуне. Я думаю, что в основном разнится цена, а не принцип действия, и все же надеюсь увидеть дополнительную информацию о транспорте в вашем городе в комментариях.
1. Такси (出租汽车 chūzū qìchē)
Итак, вы в Китае, вы вышли из аэропорта или вокзала с кучей чемоданов и, как самый настоящий турист, отправляетесь на стоянку такси (в аэропорту обычно не бывает больших очередей, чего не скажешь о вокзалах). Китайцы, только выйдя из поезда, сразу начинают ускорять темп и бегут к выходу, так как знают, что в очереди на такси иногда можно простоять полтора-два часа.
Сев наконец-то в такси, будьте готовы, что большинство водителей даже в столице не знают ни одного слова по-английски, кроме “hello”. Лучше заранее подготовиться и выучить китайское название адреса, по которому вы едете. Чем увереннее вы произнесете это название, тем меньше шанс того, что водитель повезет вас кругами.
Китайское такси оплачивается по счетчику. Цена разнится в зависимости от города. Например, в Пекине с пяти утра до одиннадцати вечера первые три километра стоят десять юаней, то есть это минимальная плата за такси. Далее с третьего по пятнадцатый километр цена два юаня/км, затем три юаня/км. В ночное время цена на двадцать процентов дороже. Также, деньги начисляются за время, когда такси стоит в пробке или ожидает вас. В конце поездки к цене на счетчике нужно прибавить два юаня на бензин (ходят слухи, что уже три). Водитель может прибавить десять юаней к цене для оплаты скоростного шоссе, ведущего в аэропорт.
В городах поменьше, например в Чанчуне, начальная ставка меньше. Первые два с половиной километра стоят пять юаней, далее по два юаня за километр; за бензин берется всего один юань.
Таксисты работают на себя. Компания предоставляет водителю машину, можно сказать, в аренду, а водитель в свою очередь платит определенную сумму денег в месяц. То есть, чем больше водитель работает — тем больше получает. Водитель сам оплачивает бензин и ремонт машины. Иногда водители договариваются и берут машину на двоих, аренда остается та же, а работа может достигать двадцати четырех часов в сутки. Также водитель «подсаживает» пассажиров, которым по пути. В Пекине я не сталкивалась с таким явлением, а вот в Чанчуне – это уже правило.
Есть и так называемые «частные извозчики» (黑车 hēichē), цены у них гораздо выше, но если вы торопитесь, то это подходящий вариант. Их работа нелегальна, но полезна, особенно когда вы не можете поймать такси в течение получаса. Если водитель вам понравился, то лучше взять его номер телефона на будущее.
В основном, все китайцы ловят такси на улице. Чтобы вызвать такси в Пекине, нужно позвонить в службу заказа такси (например, по номеру 96103). В городах поменьше таких служб нет, так что лучше всего договориться с каким-нибудь водителем такси заранее или опять же узнать его номер телефона.
Таксисты, в большинстве своем, любители поболтать, особенно с иностранцем. Уже после двух месяцев жизни в Китае и регулярном использовании такси, ужасно устаешь от их стандартных вопросов и фраз: “你是哪国人?”, “你在这儿上学吗?”, “你喜欢中国吗?”, “你中文说得挺好!”(независимо от уровня вашего китайского) и “俄罗斯姑娘漂亮!” («Откуда ты?», «Ты здесь учишься?», «Тебе нравится Китай?», «Ты так хорошо говоришь по-китайски!», «Русские девушки очень красивые!»), даже наушники не спасают, но к этому просто надо привыкнуть.
2. Автобусы, троллейбусы, трамваи (公共汽车 gōnggòng qìchē, 无轨电车 wúguǐ diànchē, 电车 diànchē)
Вы немного обжились в Китае и решили, наконец, попробовать доехать куда-нибудь на автобусе, троллейбусе или трамвае (принцип действия примерно одинаковый, так что расскажу про автобус). Знания китайского языка очень помогут вам в этом нелегком деле. Есть несколько вариантов найти автобус нужного маршрута. Самый элементарный из них – это зайти на сайте baidu.com в карты (地图), выбрать во вкладках «общественный транспорт» (公交) и проложить маршрут общественного транспорта из пункта А в пункт Б. Также можно посмотреть маршруты автобусов на любой печатной карте вашего города. Третий способ – это поискать нужный маршрут на стендах около автобусной остановки, ну или спросить кого-нибудь там же. Названия остановок на стендах написаны сверху вниз, маршруты автобусов слева направо.
Проезд в автобусе стоит около двух-трех юаней в больших городах, и один юань — в городах поменьше. Система оплаты также разнится. В некоторых автобусах есть «контролер», который спросит, куда вы едете, и попросит оплатить согласно тарифу; в других автобусах платить нужно на входе – запихнуть денежку в пластиковый короб возле водителя.
Если вам понравилось ездить на автобусе, то вы можете приобрести проездной (公交卡 gōngjiāokǎ), тогда билет будет стоить намного дешевле.
3. Метро (地铁 dìtiě)
Метро в больших городах — это самый быстрый транспорт. Вы можете точно рассчитать время поездки, несмотря на пробки на дорогах. С другой стороны, в китайском метро всегда очень много людей, особенно в час пик. Но если вы не боитесь толкучки и торопитесь, метро — самый лучший вариант.
Карта пекинского метро довольно простая, лучше всего скачать ее из интернета и всегда иметь при себе. Билет на метро можно купить на входе в кассе или в автомате, стоимость — два юаня (для Пекина). При входе в метро нужно пропустить свою сумку через рентген. Билет нужно приложить к турникету. Не выкидывайте его! На выходе нужно будет вставить его в щель турникета, иначе не выпустят.
Китайское метро современное и удобное. В вагонах висят телевизионные экраны, показывают смешные видео, рекламы, клипы, а также информацию о маршруте поезда метро. Все остановки и переходы объявляются на китайском и английском языках.
метро
4. Наземный поезд, электричка (轻轨 qīngguǐ)
Такие электрички – это наземный вариант метро. Билет стоит примерно два юаня, купить его можно в кассе у входа на станцию, или же приобрести себе проездной. Поезда выглядят очень современно и ново; внутри, как и в метро, висят экраны.
цингуй
5. Личный транспорт
Если вы собрались приобрести машину (汽车 qìchē) или мотоцикл (摩托车 mótuōchē), вам нужно сначала получить китайские права, так как в Китае русские и даже международные права недействительны. Если у вас уже есть права, вам останется только сдать теоретический экзамен; если же нет, то нужно отучиться в автошколе.
Тем, кому не хочется учиться в автошколе, а ездить предстоит на относительно близкие расстояния, можно посоветовать приобрести мопед (на бензине — 摩托自行车 mótuō zìxíngchē или на батарее — 轻便摩托车 qīngbiàn mótuōchē). На территории университетов обычно разрешено ездить только на электрическом мопеде. Самый дешевый личный транспорт – велосипед (自行车 zìxíngchē), самое то, чтобы ездить на учебу.
6. Поезд (火车 huǒchē)
Поезд – это наиболее популярный вид транспорта для поездки в другой город. Билет на поезд можно купить в кассах вокзала, а также в кассах, расположенных в городе. Найти их можно вот по такому значку.
Билет можно забронировать онлайн при наличии карты, но зачем вам такая морока, сходите прогуляйтесь. Кассиры обычно не говорят по-английски, так что объясняться придется на китайском. При покупке билета кассиру нужно показать паспорт или его копию, на билете будет ваш номер паспорта. В поездах чаще всего паспорт не проверяют, но могут.
Билеты поступают в продажу, в основном, за десять дней до отправления поезда. Не откладывайте покупку билетов на последний день, так как их может просто не остаться (не забывайте — вы в Китае!). Цена на билеты зависит от маршрута, но в целом билеты дешевле, чем в России. Например, билет Пекин — Чанчунь (около тысячи км) стоит двести шестьдесят семь юаней (подорожал с 2013 года). Виды билетов бывают разные: со спальным местом, сидячие и даже «без места» (то есть ехать придется стоя).
При входе на вокзал, вас заставят пропустить весь багаж через рентген. На вокзале нужно найти номер своего поезда и узнать, где ваш зал ожидания. В отличие от российских вокзалов, в Китае нельзя пройти сразу на перрон, нужно ждать открытия ворот. Поэтому китайцы заранее занимают очередь у стоек проверки билетов, которые находятся как раз перед воротами. Очередь иногда может быть очень длинной, так что постарайтесь прийти пораньше. После открытия ворот и прохода через билетного контролера, китайцы набирают скорость и бегут к поезду. Причина этой спешки заключается в том, чтобы найти место для своего багажа. Так же и в праздничные дни, когда продают даже «стоячие» билеты, китайцы хотят найти место хотя бы для себя. Например, где-нибудь в удобном уголке на полу.
В праздничные дни, если вы поздно придете к поезду, ваше сидячее место, скорее всего, будет занято тремя китайцами. Вы, конечно же, имеете полное право их выгнать, но для начала вам нужно будет пропихнуться через толпу стоящих людей (половина из которых уже сидит на своих сумках), и это все — вместе с вашим багажом, который, наверняка, уже будет некуда ставить. Так что, друзья мои, приходите пораньше, особенно в праздничные дни.
Тип поезда указан на билете. Если номер вашего поезда начинается с D, то это скорый поезд с сидячими местами (动车 dòngchē). Поезд выглядит очень современно и чисто. В эконом-классе по два-три кресла слева и справа от прохода. Кресла удобнее, чем в самолете, они довольно низко опускаются, и можно вздремнуть.
Поезд останавливается редко и всего на пять-семь минут, так что прибыв на свою станцию, не зевайте. Главная проблема этого поезда – отсутствие места для габаритного багажа. Полочки над сиденьями не многим больше полок для ручной клади в салоне самолета, поэтому если вы едете с чемоданами, выбирайте места в начале или в конце вагона.
Есть и другие поезда с сидячими местами, они похожи на наши российские электрички с твердыми сиденьями. И не рассчитывайте поспать в таком поезде, улегшись на скамейку или на колени друга. Обычно такие поезда набиты битком, люди сидят, уткнувшись коленками друг в друга. После четырех часов в таком поезде не чувствуешь ног. Проходы обычно тоже забиты людьми, купившими «стоячие» места, и их багажом.
Следующий тип поездов – это поезда со спальным местом, например скоростной поезд «K» (快速列车 kuàisù lièchē) и экспресс «Т» (特快 tèkuài). В вагонах таких поездов отсутствие боковых полок компенсируется присутствием вторых верхних полок, то есть «третьих». В китайском языке они делятся на нижние (硬卧下 yìngwòxià), средние (硬卧中 yìngwòzhōng) и верхние (硬卧上 yìngwò shàng). В таких поездах контролер меняет ваш бумажный билет на пластиковую карту, а перед прибытием возвращает билет обратно. «Спальные» поезда бывают довольно уютные, а бывают совсем ужасные, тут уж как повезет. На моем опыте, самые отвратительные поезда те, у которых номер начинается с «К», например «К36». Главная проблема всех поездов (а может, и всего Китая?) – это грязные, неприятные туалеты. Не забудьте взять с собой мыло и туалетную бумагу, так как в стоимость билета они по какой-то причине не включены.
По прибытии на свою станцию, выходите из поезда и бегите, бегите, бегите! А почему, было уже рассказано в пункте про такси.
Дорожное движение в Китае
В последнее время россияне вновь стали жаловаться на ужесточение требований, применяемых к владельцам транспортных средств и водителям. Их можно понять. С другой стороны, если брать в качестве примера ПДД Китая, то там всё обстоит гораздо сложнее. Так, у автовладельцев есть ограничения на покупку нового автомобиля, множество дополнительных налогов, а также выписка штрафа осуществляется со всей строгостью, плюс ко всему действует бальная система штрафов.
В последнее время россияне вновь стали жаловаться на ужесточение требований, применяемых к владельцам транспортных средств и водителям. Их можно понять. С другой стороны, если брать в качестве примера ПДД Китая, то там всё обстоит гораздо сложнее. Так, у автовладельцев есть ограничения на покупку нового автомобиля, множество дополнительных налогов, а также выписка штрафа осуществляется со всей строгостью, плюс ко всему действует бальная система штрафов.
Кто может купить автомобиль в Китае ?
О мерах предотвращения пробок. Как разгрузили Пекин и Шанхай и Гуанчжоу
Достаточно трудно, катастрофических пробок в городе не наблюдается.
Многие крупные города Китая, также страдающие от пробок, берут пример с Пекина, к примеру, в Шанхае вместо лотереи проводится специальный аукцион: если кто-то захочет как можно быстрее получить личный автомобиль, то он должен заплатить за номерной знак. Стоимость обычного автомобильного номера, на аукционах в крупных городах, может превышать стоимость автомобиля, и достигать 1 миллиона рублей. В некоторых городах даже вводятся специальные программы, по которым владельцам автомобилей дается бесплатно билет в метро, если они оставят утром свой транспорт в гараже.
Пробки являются огромной бедой для китайских дорог, и для их устранения применяются самые жесткие меры. Когда в 2010 в городе Пекине появилась пробка длиной в 100 километров, которая рассосалась лишь через девять дней, то власти Китая приняли решение: подобное происшествие не должно повториться снова, так как население Китая больше 1,6 млрд., и даже если всего 10 % жителей, имеющих личный транспорт, захотят приехать в Пекин, то это станет настоящей катастрофой для городских дорог.
Крупные города Китая из-за пробок просто обездвижены, на работу приходится добираться несколько часов, но мало кто меняет автомобиль на другое средство передвижения, ведь автомобиль — это престижно.
Государство затратило более 500 миллионов долларов на строительство дополнительных дорожных развязок. К сожалению, даже это не может помочь в решении проблемы, ведь количество автомобилистов становится всё больше и больше.
Лимит на въезд в центр Пекина
Запрет для грузовиков
Заявка на приезд
Платный въезд в центр
В Пекине нет ни одной бесплатной парковки. К тому же, цены на нее весьма высоки: если считать в рублях, то выходит более 120 рублей за час. У общественных транспортов есть особые привилегии: для них на дороге выделены специальные полосы, которые ни в коем случае нельзя пересекать частным автомобилям. За нарушение этого правила, водители получают жёсткий штраф.
Жители Пекина сначала были очень недовольны этими законами, ведь правительство делало все возможное для того, чтобы как можно больше автовладельцев пересело на общественный транспорт. К счастью, они осознали, что это было просто необходимо. Благодаря соблюдению населением этих правил, в Пекине уменьшилось количество заторов, а также значительно улучшилось состояние экологии.
Методы управления пробками и другие организационные решения по упорядочению дорожного движения в Китае специфичны и не могут быть слепо скопированными для России. Однако некоторые подходы и мероприятия весьма интересны и достойны чтобы к ним присмотреться.
Транспорт в Китае: личный опыт
Про аэропорт Гуанчжоу
В чистой зоне аэропорта Гуанчжоу делать нечего: два кафе (один дорогой, второй терпимый), куча китайского сувенирного мусора в тридорога.
Прохождение досмотров и паспортного контроля – достаточно комфортное.
Сдать багаж в камеру хранения меньше, чем на сутки – 15 юаней (почти $3) за сумку. Но если вы сдаете его в зоне прилета и на следующей день вылетаете, то его перенесут в зону вылета.
В зоне прилета – проблема с получением наличных китайских денег. Единственный банк предлагает хороший курс, но берет грабительскую комиссию в 60 юаней ($10). Различные информационные стойки, пункты продажи местных сим-карты и бронирования ближайших отелей меняют доллары по грабительскому курсу 5 юаней за 1 доллар. Чтобы найти банкомат, нужно идти по указателям Bank довольно далеко.
При этом если, например, продолжить путь вы собираетесь на метро, наличные деньги вам нужны обязательно – оплатить проезд по карте не получится.
Как покупать авиабилеты по Китаю
Мой путь в Пакистан лежит через Кашгар, который в средние века был важнейшим торговым пунктом на Великом шелковом пути. Оттуда шли караваны на запад (в Ферганскую долину), юг (Джамму и Кашмир) и север (Урумчи и Турфан).
В Кашгар нужно добираться по воздуху через Урумчи. Можно добираться и по земле, например, через Ош. Т.к. я лечу из Китая (Шэньчжэнь), то покупаю билеты через китайский www.elong.net. Есть много других подобных сервисов, но использую elong по привычке уже много лет. Даже насобирал кучу бесполезных баллов, которые ни на что нельзя использовать.
Обычно перед приобретением авиабилетов, проверяю цены через skyscanner.net (в китайской версии это www.tianxun.cn), но не на местные перелеты по Китаю. Здесь он нам не товарищ, показывая цену в 800+ дол на перелет в одну сторону Шэньчжэнь — Каши (китайское название Кашгара).
Местные китайские сайты показывают же более реальную информацию, и в итоге я покупаю тот же билет менее, чем за 400 дол. Правда покупать пришлось два отдельных перелета. Оплата картой VISA + 3%.
Покупать билеты по Китаю просто.)
С китайскими таксистами надо быть осторожными
Использование электронных билетов на внутренние перелеты в Китае
Китайское такси и городской транспорт: очень дешево
Особенности выкупа забронированных ж/д билетов в Китае
Очень понравилось метро в Шанхае
На фоне общего китайского беспорядка очень понравилось метро в Шанхае. Все везде понятно. И как билеты покупать, и куда ехать, и как пересаживаться.
Правда народу много, даже если не в час пик. Переходы не везде умные, иногда надо несколько километров пройти по тоннелям и коридорам. И у китайцев напрочь отсутствует понятие “очередь”, так что когда поезд приезжает, миллиард китайцев пытаются одновременно выйти из вагона и войти в него.
Междугородние автобусы вокруг Шанхая
Из Шанхая в Ханчжоу мы уехали прямо с автостанции аэропорта Шанхая. Идти до нее довольно прилично, но все по зданию аэропорта, по указателям – то есть заблудиться не получится. На вокзале билеты продаются в чем-то похожем на сарай, по английски там не говорили, но поняли, куда нам надо. В сарае также есть туалет, палатка с лапшой и зал ожидания, где все эту лапшу едят.
Пройти в автобус можно только через зал ожидания, где на выходе стоит контролер. То есть ждать вы можете где угодно,но потом все равно нужно через основную дверь войти внутрь и через соседнюю выйти к автобусу. На билетах были места, но никто их не соблюдал.
В Ханчжоу автобус приехал непонятно куда – это место не обозначено как автовокзал ни на одной из карт.
Из Ханчжоу в Хуангшань (город Тангкоу) мы ехали с западного автовокзала, куда заранее съездили на такси и купили билеты – помогала нам молодая китаянка, которую попросил помочь нам водитель такси. В зал ожидания можно пройти, только просветив вещи.
По традиции, в Тангкоу мы приехали не на вокзал, а не понятно куда. Хорошо мы сразу у каких-то местных турфирм купили билет обратно, и они сообщили автобусу, что нас нужно оттуда же забрать, где он нас высадил. А то он бы уехал без нас – ибо автовокзал оказался совсем в другом месте. И автобус поехал туда, после того как забрал нас и еще пару туристов из “непонятно откуда”.
Надо ли говорить, что в Ханчжоу автобус опять приехал не на вокзал, а не понятно куда. И нам минут 10 понадобилось, чтобы понять, что это ровно то же место, на которое мы приехали из Шанхая, только с другого бока.
Скорые поезда Ханчжоу – Сучжоу и Сучжоу – Шанхай
Честно говоря, не знаю, как назывался тот тип сидячих скорых поездов, которыми мы перемещались по маршрутам Ханчжоу – Сучжоу и Сучжоу – Шанхай, но мы выбрали самые быстрые. Стоило умеренных денег. Поезда просто отличные. В билете указаны вагон и место. Информация об остановках объявляется голосом (ключевые остановки переводятся на английский) и светится на бегущей строке с переводом на английский. В общем, рекомендую.
Поезд шел с какой-то дикой скоростью – информация об этом тоже появлялась на табло. Но скорость не чувствовалась совершенно, состав шел очень гладко.
Туалет в поезде был отличный. Чего не скажешь о туалетах на вокзалах.
Вокзал г.Нанкин
Уезжал из Нанкина с того же железнодорожного вокзала. 4-й выход станции метро выводит в подземный этаж вокзала. Тикит-офисы – на первом этаже. Билеты на скоростыне поезда тогда удобно было покупать в автоматах.
Выходы к поездам – на 2-м этаже, скоростные отправляются с путей с 10-го по 13-й в дальнем конце. Скоростные поезда до Сучжоу (105 юаней) / Шанхая днём отправляются каждые полчаса, в Ханчжоу чуть пореже, но тоже много.
Метро в Нанкине (Китай)
Метро в Нанкине начали строить только в 2000-м и пока, в отличие от Пекина, Шанхая или Гуанчжоу, не позволяет добраться в любой конец обширного города.
Всего две с половиной ветки, пересекающиеся на станции “Синьцзекоу”. Проезд в метро дифференцирован, но из-за небольших пока размеров, эта самая дифференциация невелика. Так от вокзала до “Ай-Си-Пи-Си Саньшань Цзе” поездка по транспортной карте-туну выходит 1,8 юаней.
Мини-метро внутри аэропорта Пекина
Метро и автобусы в Нанкине
Ночной скоростной поезд из Пекина (D 349, 274 юаней, 8 часов) приехал на Нанкинский вокзал в половине 7-го утра.
Метро в Нанкине начали строить только в 2000-м и пока, в отличие от Пекина, Шанхая или Гуанчжоу, не позволяет добраться в любой конец обширного города.
Всего две с половиной ветки, пересекающиеся на станции “Синьцзекоу”. Проезд в метро дифференцирован, но из-за небольших пока размеров, эта самая дифференциация невелика. Так от вокзала до “Ай-Си-Пи-Си Саньшань Цзе” поездка по транспортной карте-туну выходит 1,8 юаней.
В связи с (пока) недоразвитостью метро в Нанкине пришлось активно использовать автобусы (карта за 5 юаней в книжном на вокзале в помощь). Номер на синем фоне – некондиционированные, на красном – кондишн. Вторые стоят 1,2 юаня (если без туна – 2 юаня). Вход через переднюю дверь, выход – через среднюю, задней нет. Тун прикладываем на входе к ридеру.
Помимо обычных автобусов, есть так называемые “туристические” с буквой Y в номере. Ничем от обычных не отличаются, только доезжают до отдалённых достопримечательностей вроде горы Цзыцзиньшань.
На Y1 с Гуомао можно доехать до президентского дворца и до минских руин, хотя тут уже появилась в последние годы альтернатива в виде метро.
Станция 2-й линии метро около минских руин называется соответственно – “Мингудун” (“Развалины минского дворца”). Выход 3-й, направо по переходу к забору парка Ванчэн.
Уезжал из Нанкина с того же железнодорожного вокзала. 4-й выход станции метро выводит в подземный этаж вокзала. Тикит-офисы – на первом этаже. Билеты на скоростыне поезда тогда удобно было покупать в автоматах.
Выходы к поездам – на 2-м этаже, скоростные отправляются с путей с 10-го по 13-й в дальнем конце. Скоростные поезда до Сучжоу (105 юаней) / Шанхая днём отправляются каждые полчаса, в Ханчжоу чуть пореже, но тоже много.
Ночные переезды в Китае
Скоростные поезда старые, как наши, но пробегают расстояние в 1300-1400 км за 14-16 часов. Будьте готовы к туалету типа дыка в полу (что очень любят в Китае) и храпу соседей по купе. Очень помогает таблетка хорошего снотворного. Если в купе холодно или еще что-то беспокоит, то неоднократное вежливое обращение ко всем проходящим мимо проводникам, бригадирам, начальникам в конце концов принесет плоды.
Если хотите ехать вдвоем комфортно, то закажите купе СВ на двоих со своим туалетом – это обойдется вдвое дороже (не 450-500, а 900-1000 юаней ночной перегон).
China Eastern Airlines – кошмарная авиакомпания
Мне приходилось летать многими авиакомпаниями мира, но такого откровенного бандитизма, как в авиакомпании “China Eastern”, никогда встречать не приходилось. В сентябре 2011 года я купил на официальном сайте компании билеты на 14 марта 2012 года Москва-Шанхай и на 25 марта Шанхай-Москва.
5 января мне звонят из офиса в Бирмингеме (!) и на ломаном английском языке сообщают, что рейс 14 марта Москва-Шанхай отменен. Предлагают перенести полет на 3 дня (!) или вернуть деньги за билет. Я прошу вернуть деньги. На это мне сообщают, что деньги поступят на мою кредитную карту в течение 12 недель (. ). В течение этого срока я неоднократно звонил в Бирмингем с просьбой ускорить перечисление денег. Каждый звонок происходил так: у меня 5 раз переспрашивают номер бронирования, просят подождать 5 минут, потом переключают на другого человека, он снова переспрашивает номер бронирования, снова просит подождать 5 минут, снова переключает на другого человека и т. д. Через 30 минут разговора мне сообщают, что деньги будут перечислены через 12 недель.
Как можно было ожидать, через 12 недель я проверяю баланс на кредитной карте и обнаруживаю, что денег там, естественно, нет. Я снова звоню в Бирмингем, у меня переспрашиваю номер бронирования, снова просят подождать 5 минут, после чего сообщают, что они вообще никакого отношения к “China Eastern” не имеют, что я звоню в некое турагенство, и советуют перезвонить в московский офис “China Eastern”. Звоню в Московский офис. Там мне заявляют, что они вообще не в курсе дела, а деньги пусть возвращает тот, кто обещал их возвратить. Кстати говоря, после отмены рейса “China Eastern” я купил билет на рейс “Аэрофлота” значительно дешевле, так что разговоры о дешевизне “China Eastern” – чистейший миф.
В Китае на внутренних перелетах мне, к сожалению, пришлось 2 раза пользоваться услугами этой конторы. Во время одного полета длительностью 2,5 часа в качестве питания предложили только 1 булочку неизвестного происхождения, а во время другого (1,5 часа) вообще не было никакого (!) питания. При этом самолет всю дорогу трясло так, что мне казалось, что я еду на тракторе через вспаханное поле.
Когда же я благополучно вернулся домой рейсом “Аэрофлота”, то узнал, что самолет “China Eastern” Шанхай-Москва 25 марта, на который у меня был билет, в Шереметьево выкатился за пределы рулежной полосы. Я всем советую держаться подальше от этой банды жуликов и недоучек. Самое лучшее, что с вами может произойти, если вы столкнетесь с этой шайкой – это потеря денег. О худшем лучше не говорить. Кстати, я был очень уливлен, прочитав положительные отзывы на эту банду, но, принимая во внимание грязные методы, которыми пользуется эта так называемая “авиакомпания”, можно этому не удивляться. Сейчас собираю документы для подачи в суд на эту лавочку.
ТРАНСПОРТ В КИТАЕ
Авиасообщение в Китае. Расписание местных авиарейсов
В Китае на внутреннем рынке работают три крупных международных авиаперевозчика: Air China, China Southern и China Eastern, а также ряд региональных авиакомпаний, в числе которых Hainan Airlines, Shenzhen Airlines, Sichuan Airlines, Shanghai Airlines, и т.д. По основным направлениям (Пекин-Шанхай, Пекин – Гуанчжоу) каждый день выполняются как минимум несколько вылетов.
Расположенная на нашем сайте форма поиска позволит вам в режиме онлайн выбрать и забронировать билет на самолет, совершающий рейс между китайскими городами. Здесь же можно посмотреть расписание полетов и цены на билеты, выбрав самый дешевый вариант. Имейте в виду, что чем раньше вы заказываете билет, тем дешевле он может стоить.
Введите соответствующие города в поля «Пункт отправления» и «Пункт назначения»; укажите дату вылета и другую требуемую информацию, и нажмите «Найти». Вы увидите полный перечень авиарейсов между отмеченными вами городами, с указанием цен на билеты. Приобрести авиабилет можно, не отходя от компьютера. Нажав на кнопку «Купить», вы попадете на сайт, где содержится вся необходимая информация об оплате и доставке билета.
Железные дороги Китая. Поезда в Китае
Для подавляющего большинства китайцев железнодорожное сообщение является основным способом передвижения на дальние расстояния. Обширная и быстро растущая сеть железных дорог охватывает всю страну. В зависимости от скорости движения поезда в Китае делятся на обычные, скорые и экспрессы; места в поездах бывают 4 типов – сидячие жесткие; сидячие мягкие; лежачие жесткие и лежачие мягкие.
Поезда дальнего следования имеют вагон-ресторан (или предлагается «шведский стол»). Цены в вагоне-ресторане, как правило, сильно завышены. Меню полностью на китайском языке.
Билет на поезд обычно предъявляется на входе на станцию и выходе с нее. Курение в поездах разрешено только в тамбурах и в вагоне-ресторане.
Даже в больших городах сотрудники на кассах станций знают только китайский язык. Если вы не говорите по-китайски, напишите станцию отправления и станцию назначения, а также дату и время отправления, номер поезда и тип вагона на бумаге.
При покупке билета иностранцы могут воспользоваться отдельными кассами, где можно приобрести его без очередей, но с наценкой «за сервис».
Более подробную информацию о поездах в Китае можно найти на сайте Seat61.
Общественный транспорт в Китае
Городские автобусы и автобусы дальнего следования является в Китае недорогим видом транспорта, идеально подходящим для внутригородского перемещения или для дальних поездок. Правда, все надписи и сообщения об остановках в автобусах – на китайском языке; только в некоторых крупных городах (например, в столице), сообщения об остановке дублируются по-английски.
Цена билета, как правило, составляет 1-2 китайских юаня за поездку (обычно билет на автобус старой модели, без кондиционера будет стоить дешевле). Большинство автобусов имеют «кассы» рядом с входом, где вы можете оставить плату за проезд; на длинных маршрутах сбором платы за проезд занимается контролер.
В ряде крупных городов (Пекин, Тяньцзинь, Шанхай, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Ухань, Шэньян, Сиань, Чэнду, Нанкин, Чунцин) имеется метро. Стоимость билета в метро в Пекине составляет 2 юаня. Указатели и автоматы для продажи билетов в пекинском метро выполнены на английском и китайском языках.
Такси в Китае
Принципы работы такси в Китае общие во всех городах. Стоимость посадки находится в пределах 5-12 юаней; километр пробега стоит около 2 юаней. Дополнительная плата за багаж не взимается; во многих городах по ночам действуют повышенные ставки. Хотя для таксистов во всем мире обычной практикой является выбор более длинного маршрута с целью накрутки счетчика, в Китае это происходит очень редко.
Следует остерегаться таксистов-частников, которые ищут наивных путешественников внутри или в непосредственной близости от аэропортов и вокзалов. Они будут пытаться привезти вас к месту назначения плату, в 2-3 раза превышающую обычную. Поиск такси в часы пик может быть немного затруднен.
В некоторых городах таксисты обычно забирают нескольких пассажиров, если их направления совпадают. Тем не менее, каждый пассажир платит в таких случаях полную стоимость проезда.
Даже в крупных городах, таких, как Шанхай или Пекин, трудно найти таксиста, владеющего английским. В небольших городах это невозможно в принципе. Если вы попытаетесь произнести название места назначения по-китайски, вы рискуете быть непонятыми. Поэтому целесообразно иметь листок бумаги с написанным иероглифами названием места следования.
В некоторые пункты заказ такси доступен в режиме онлайн – для этого следует воспользоваться расположенной ниже поисковой формой:
Заполните нужные поля и нажмите Найти. На отдельной странице откроется перечень возможных вариантов трансфера по указанному вами маршруту. Выбрав подходящий, вы можете сразу же оформить и оплатить заказ.
Аренда машины в Китае
Несмотря на то, что в Китае неплохие автодороги, взять в прокат автомобиль там нельзя. Иностранные туристы могут арендовать машину только в комплекте с водителем.
Источники:
http://www.artchina.su/articles/gorodskoy-transport-v-kitae/
http://www.vipgeo.ru/articles/interesno/kitai/obshchestvenniy_transport_v_kitae/
http://magazeta.com/transport-china/
http://chinaexpro.ru/blog/dorozhnoe-dvijenie-kitay/
http://guide.travel.ru/china/transport/experience/
http://www.dalniestrany.ru/transport-v-kitaye
http://kitaygid.ru/voprosy/foto-na-kitajskuyu-vizu