Что такое диаспора и национальные меньшинства

Статус этнических групп. Этнические меньшинства. Малочисленные народы. Диаспора

Статус этнических групп.

Специфика интересов этнических общностей чаще всего определяется их статусом, то есть местом, которое занимает этнос в обществе, в системе взаимоотношений.

Статус этнический – элемент социального статуса, который определяет место индивида, группы, общности в структуре межэтнических отношений. Индивид обладает конкретным этническим статусом в силу своей принадлежности к этнической группе.

Виды статуса этнических групп.

  • 1. Демографический.
  • 2. Культурный.
  • 3. Правовой.
  • 4. Социально-психологический.

В зависимости от степени влияние на жизнь общества статус этноса имеет количественные измерения, они могут быть:

Структура этностатуса как части социального статуса состоит из: а) объективных факторов (включенность представителей этноса в систему управления, уровень доходов, образованность); б) феноменов этнического сознания: самооценки нации в целом и групп внутри этноса, оценки контактирующих этносов.

Политический статус – это наличие или отсутствие у этноса своей государственности в той или иной форме (республика, автономная область).

Территориальный статус – территория, которую занимает этнос, которая определяет его социальную, а нередко и экономическую значимость.

Этническое меньшинство – этническая группа, оказавшаяся в неравном положении по сравнению с другими группами или став объектом дискриминации, которую она не в состоянии преодолеть.

Понятие этнические меньшинства, или просто меньшинства, широко используется в социологии и включает в себя более, чем просто количественные данные. В статистическом смысле существует множество меньшинств, например, рыжеволосые или люди, весящие больше 100 кг, но эти группы не являются меньшинствами с точки зрения социологии. Меньшинство, в социологическом понимании, обладает следующими чертами.

  • · Его представители находятся в невыгодном положении по сравнению с другими вследствие дискриминации со стороны остальных. Говорят, что имеет место дискриминация, если одна группа людей лишена прав и возможностей, доступных другой группе. Например, домовладелец может отказать сдать комнату жильцу только потому, что тот родом из Вест-Индии.
  • · Члены меньшинства испытывают некое чувство групповой солидарности, “принадлежности к единому целому”. Столкновения с дискриминацией и предрассудками, как правило, усиливают чувства верности группе и единства интересов. Среди представителей меньшинств часто наблюдается тенденция воспринимать себя как людей, “отделенных” от большинства.
  • · Этнические меньшинства обычно в какой-то степени физически и социально изолированы от остального общества. Как правило, они сосредоточиваются в определенных районах, городах или регионах страны. Браки между представителями меньшинств и большинством населения достаточно редки. В целях сохранения особенностей своей культуры члены меньшинств могут активно поощрять эндогамию (браки внутри группы).

Меньшинства всегда в какой-то степени этнически отличаются от большинства населения, но степень отличия может быть разной.

Роберт К. Мертон выделил четыре возможных типа, на которые можно разделить представителей большинства населения с точки зрения их отношения к меньшинствам и поведения в отношении этих меньшинств.

Тип 1. “Всепогодные” либералы, полностью лишенные предрассудков по отношению к меньшинствам и избегающие дискриминации, даже когда это может дорого обойтись им самим. Примером может служить белый священник-южанин, участвующий в демонстрациях в защиту гражданских прав, несмотря на риск потерять работу или подвергнуться физической расправе.

Тип 2. Либералы “при хорошей погоде”, считающие себя свободными от предрассудков, но в случае, если могут быть затронуты их интересы, идущие, “куда ветер дует”. Примером может служить человек, молчаливо поддерживающий противодействие черной семье в переезде на его улицу из боязни, что цены на недвижимость упадут.

Тип 3. Робкие расисты, предубежденные против меньшинств, но действующие как все либо из страха перед законом, либо из финансовых соображений. Таким может быть, например, владелец магазина, испытывающий неприязнь к азиатам, но держащийся с ними дружелюбно из боязни потерять доход.

Тип 4. Активные расисты, сильно предубежденные против других этнических групп и на практике дискриминирующие их представителей.

Особенности этнических меньшинств

  • -они подчинены другой, доминантной группе, имеют меньше власти и привилегий;
  • -в обществе к ним имеется специфическое отношение, в котором преобладает дискриминация;
  • -их члены отличаются особыми физическими и культурными признаками;
  • -индивиды являются членами такой группы помимо своей воли, по рождению;
  • -браки членов таких групп являются преимущественно внутригрупповыми (эндогамными);
  • -члены группы меньшинства осознают свое подчиненное состояние.

Современные этнические меньшинства не обязательно являются общинными организациями, члены которых испытывают чувство солидарности и лояльности друг к другу.

В том случае, когда индивиды этнических меньшинств осознают свое субординационное положение и в то же время стремятся сохранить собственную этнокультурную идентичность, создается диаспора. Для этого должна сформироваться ее соответствующая структура, которая сможет обеспечить существование данной этнической группы во времени.

Последствия статуса меньшинства

  • 1. Уничтожение. В некоторых случаях группы меньшинств уничтожаются доминирующей группой, нередко с помощью других этнических групп, которые хотят извлечь из этого для себя пользу.
  • 2. Вытеснение. «Выталкивание» из определенных районов или из своей страны.
  • 3. Отделение от полиэтнического общества и создание своего собственного государства.
  • 4. Сегрегация – это физическое разделение двух расовых или этнических групп, выделение для них отдельных территорий для проживания, обучения в разных школах, рабочих мест.
  • 5. Слияние. Иногда доминирующая подчиняющая группы объединяются и составляют новую группу.
  • 6. Ассимиляция. Подчиненные группы перенимают характерные черты доминирующей группы и становятся ее частью.

Малочисленные народы – народы, сохранившие за многовековую историю развития страны свои языки, самобытную культуру, способы ведения традиционного хозяйствование и промыслов и отличающихся небольшой системностью своих представлений.

Несмотря на то что история России XIX-XX веков тесно переплелась с историей двух древнейших и известнейших диаспор – еврейской и армянской, понятие «диаспора» было не слишком популярно в СССР, а феномен диаспоры почти не привлекал внимания исследователей. После же распада Союза понятие «диаспора» по разным причинам оказалось удобным для описания процессов постсоветского этнического размежевания и стало довольно широко использоваться в постсоветской литературе.

Диаспора – процесс рассеяния первоначально единого человеческого сообщества, так и совокупность возводящих себя к этому сообществу.

В основе создания диаспорных коалиций лежит преимущественно фактор общей страны происхождения.

Диаспору объединяет и сохраняет нечто большее, чем культурная отличительность. Культура может исчезнуть, а диаспора – сохраниться, ибо последняя как политический проект и жизненная ситуация выполняет особую по сравнению с этничностью миссию.

ДИАСПОРЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

Диаспора — пребывание значительной части народа вне страны его происхождения. Диаспоры образуются за счет добровольного переселения (миграции), насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов.

Пример из практики

Примером ненасильственного формирования диаспоры выступает русский этнос. Ни одному народу на свете не удалось изгнать русских с исторической родины — России, зато русские добровольно и большими партиями покидали ее начиная с XVII в. Сегодня в дальнем зарубежье насчитывается более 4 млн русских, в ближнем зарубежье, по разным оценкам, их от 25 до 40 млн. Русские общины существовали раньше или существуют до сих пор в США, Канаде, Бразилии, Франции, Германии, Чехии.

Диаспора — это часто начало формирования национального меньшинства.

Под национальным меньшинством надо понимать отдельную часть этноса, оказавшуюся за пределами проживания его основной, главной части этноса или за пределами одноименного государства. Национальные меньшинства также именуют этническими меньшинствами.

Этническое, или национальное, меньшинство подразумевает, что где-то существует одноименное этническое большинство, т.е. основная часть этого этноса. Например, поскольку Америка на протяжении всего XX столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу века численность всех белых и всех небелых почти выравнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Американские специалисты по этнологии стали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Теперь уже многие белые (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоциации (клубы, партии).

Термин «меньшинство» не значит, что эти группы содержат меньше членов, чем группы большинства. С точки зрения доходов, авторитета и власти женщины в США и чернокожие в Южной Африке являются меньшинствами, хотя численно составляют группы большинства. В 1992 г. этнические албанцы, которые являются мусульманами, были политическим меньшинством, хотя являлись подавляющим численным большинством (90% населения) в Косово, в районе бывшей Югославии (ныне Сербия и Монтенегро), граничащее с Албанией.

В России меньшинствами являются, например, греки (так как есть страна, именуемая Греция), армяне, грузины, чехи, казахи, узбеки и т.д. В то же время русские являются этническим меньшинством, например, если они постоянно проживают в Венгрии, Германии, Франции, а после распада СССР стали этническим меньшинством во всех бывших республиках СССР. Хотя в Казахстане, например, их доля не так уж мала, поначалу она составляла 37% и превышала долю казахов; поэтому был специально изобретен термин «иноэтничное большинство». Тем не менее казахи, численно уступавшие русским, были признаны титульным этносом, т.е. такой этнической группой, название которой совпадает с названием государства. А где, на ваш взгляд, русские являются титульным этносом?

Диаспора образуется за счет добровольного переселения, насильственного выселения, угрозы геноцида и иных социальных факторов. Организационные формы поддержания диаспоры — специально создаваемые социальные институты: политические представительства и группы лоббирования интересов в международных организациях, предприятия этнической экономики, неформальные сети общения и клубы знакомств, землячества, общественные, национально-культурные и политические центры и движения (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Территориальный треугольник диаспоры

Хотя некоторые диаспоры образовались добровольно, большинство случаев или по крайней мере самые известные следует отнести к насильственной миграции. Замечено, что в эпохи, которые отмечены наибольшим количеством войн, погромов, преследований, чисток и т.п., число диаспор в мире, т.е. вынужденных мигрантов, растет.

Пример из практики

Вытеснения, выселения, погромы и преследования на протяжении нескольких тысяч лет вынудили еврейский этнос расселиться по всему миру. Евреи почти 2 тыс. лет прожили за пределами своей этнической родины — Палестины, откуда их в I в. н.э. выселил после восстания римский император Тит Веспасиан. Однако они не перестали быть евреями и вне Палестины, сохранили себя как этнос и смогли возродить еврейское национальное государство в середине XX в. Как правило, на новой родине евреи становились высококвалифицированными ремесленниками (в основном сапожниками, портными и ювелирами), торговцами и банкирами (самый известный пример — семья Ротшильдов, имеющая несколько десятков поколений в своей родословной), политическими лидерами (евреев было много в большевистском правительстве), знаменитыми учеными, музыкантами, поэтами, иными словами, занимали в социальной иерархии высшие ступеньки.

Основные функции диаспоры, поддержание, развитие и укрепление духовной культуры своего народа; культивирование национальных традиций и обычаев; поддержание культурных связей со своей исторической родиной; пропаганда национальной литературы и искусства; распространение и поддержание родного языка. Анализ показывает, что 60—70% диаспор ориентированы на решение именно этих проблем 1 .

Выделяют диаспоры компактного (в одном месте) и дисперсного (разбросаны по всей территории страны) проживания. Например, утратили собственную государственность и живут дисперсно цыгане, ассирийцы, уйгуры. Способностью создавать диаспору обладает не каждый этнос, а только этнос, устойчивый к ассимиляции. Поскольку диаспоры, полностью или частично живущие изолированно от господствующей культуры, стремятся сохранить свою самобытность, главным средством для этого выступает родной язык, привезенный с исторической родины. Он выполняет коммуникативную, солидаризирующую функцию. Как выяснили ученые, язык в полной мере реализуется в компактной среде обитания, а в условиях дисперсного проживания может утратить свою коммуникативную роль.

Диаспоры и меньшинства ради выживания занимаются бизнесом, особая социальная организация которого получила название этнического предпринимательства и этнической экономики.

Под этническим предпринимательством понимается специфический способ организации и ведения бизнеса этнических меньшинств в инонациональной среде.

Пример из практики

Существуют этнические меньшинства, специализирующиеся в сфере торговли, например кавказские, вьетнамская, китайская диаспоры в современной России, еврейская диаспора — в дореволюционной России. По данным исследований, до 70% занятых в снабжении,

Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. 1996. № 12. С. 33—42.

мелком производстве и ремонте обуви в Санкт-Петербурге, — армяне. В Лос-Анджелесе корейцы преуспели благодаря семейному предпринимательству. Они держатся кланами, изолированно от других, изо всех сил рвутся наверх, стараясь дать детям приличное образование. Все это позволяет вытеснить другие национальные меньшинства на периферию общества, но одновременно создает лишние причины для межэтнических конфликтов.

Согласно концепции этнической экономики [1] мигранты (гастарбайтеры), которые в принимающей стране становятся меньшинством, попадают в особую ситуацию. Они одновременно оказываются в ущемленном положении меньшинства и в то же время имеют в своем распоряжении дополнительные ресурсы, которые принято называть этническими социальными сетями. Использование этнических ресурсов позволяет мигрантам не только найти жилье или работу, но также обустроить свой быт, пригласить родственников и т.д.

Экономика является этнической, если в ней участвуют представители одной этнической группы [2] . Предполагается, что представители диаспор проявляют в чужой стране более высокий уровень солидарности, чем у себя на родине; они доверяют друг другу лишь потому, что принадлежат к общей этнической группе. Доверие позволяет сформировать этнические социальные сети, особый тип социального капитала, сокращает трансакционные издержки [3] . Новые социальные связи позволяют мигрантам обустраиваться: находить жилье, работу, устраивать детей в школы, пользоваться услугами медицинских институтов и т.п. В экономической жизни социальные сети открывают мигрантам доступ к финансам, рабочим местам и, что особенно важно, к информации [4] . Социальные сети составляют основное преимущество мигрантов перед местным большинством [3] .

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА – постоянно проживающие на территории государства компактные этнические группы, имеющие свои язык, обычаи и традиции, формы быта.

Осо­бую груп­пу национальных меньшинств со­став­ля­ют ко­рен­ные на­ро­ды (в Рос­сии – ко­рен­ные ма­ло­чис­лен­ные на­ро­ды). При­над­леж­ность к национальным меньшинствам яв­ля­ет­ся во­про­сом ин­ди­ви­ду­аль­но­го вы­бо­ра гра­ж­да­ни­на.

В за­ру­беж­ных стра­нах с ро­ман­ской груп­пой язы­ков по­ня­тие «национальные меньшинства» ис­поль­зу­ет­ся ред­ко, оно при­ме­ня­ет­ся в ме­ж­дународных ев­ропейских кон­вен­ци­ях, до­ку­мен­тах ООН – например, в Дек­ла­ра­ции о пра­вах лиц, при­над­ле­жа­щих к национальным или эт­ническим, ре­лигиозным и язы­ко­вым мень­шин­ст­вам (1992 год), Кон­вен­ции об обес­пе­че­нии прав лиц, при­над­ле­жа­щих к национальным мень­шин­ст­вам (1994 год; РФ не ра­ти­фи­ци­ро­ва­на, 2012 год), Ра­моч­ной кон­вен­ции о за­щи­те национальных мень­шинств 1995 года.

Кон­сти­ту­ции де­мо­кра­тических стран при­зна­ют кол­лек­тив­ные пра­ва национальных меньшинств, рав­но­пра­вие гра­ж­дан не­за­ви­си­мо от ра­сы и на­цио­наль­но­сти (эт­нической при­над­леж­но­сти) и га­ран­ти­ру­ют национальным меньшинствам все­сто­рон­нее раз­ви­тие, пра­во на со­хра­не­ние национальных обы­ча­ев и куль­ту­ры и их раз­ви­тие (ес­ли это не про­ти­во­ре­чит кон­сти­ту­ции и за­ко­нам стра­ны), раз­ви­тие род­но­го язы­ка, в т. ч. пра­во рас­про­стра­нять и по­лу­чать ин­фор­ма­цию на род­ном язы­ке, пра­во на об­ра­зо­ва­ние на сво­ём язы­ке, а так­же пра­во соз­да­вать национальные ор­га­ни­за­ции (смотрите На­цио­наль­но-куль­тур­ная ав­то­но­мия), пра­во уча­ст­во­вать в ре­ше­нии государственных во­про­сов, ка­саю­щих­ся национальных меньшинств, и др.

Од­но из важ­ней­ших прав круп­ных ком­пакт­ных групп национальных меньшинств – пра­во на са­мо­оп­ре­де­ле­ние. Оно мо­жет иметь раз­ные фор­мы. Так, в ме­ж­ду­народном пра­ве при­зна­но пра­во на­ро­дов на са­мо­оп­ре­де­ле­ние вплоть до от­де­ле­ния. Не­ко­то­рые круп­ные эт­нические общ­но­сти от­де­ли­лись и об­ра­зо­ва­ли свои го­су­дар­ст­ва (например, в 2002 году ООН при­зна­ла Восточный Ти­мор, от­де­лив­ший­ся от Ин­до­не­зии). В не­ко­то­рых за­ру­беж­ных стра­нах су­ще­ст­ву­ют национально-государственные об­ра­зо­ва­ния национальных меньшинств (например, ав­то­ном­ные ре­гио­ны в Ни­ка­ра­гуа с круп­ны­ми ин­дей­ски­ми пле­ме­на­ми; Аланд­ские острова в Фин­лян­дии, где в основном жи­вут шве­ды; Ка­ра­кал­па­кия в Уз­бе­ки­ста­не и др.). В отдельных стра­нах национальные меньшинства под­вер­га­ют­ся при­тес­не­ни­ям, в дру­гих – про­яв­ля­ют­ся се­па­ра­ти­ст­ские уст­рем­ле­ния национальных меньшинств и пр.

В Кон­сти­ту­ции РФ (статья 5) го­во­рит­ся о «са­мо­оп­ре­де­ле­нии на­ро­дов в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции», т. е. в пре­де­лах Фе­де­ра­ции. Национальные меньшинства мо­гут вы­би­рать в Рос­сии различные фор­мы са­мо­оп­ре­де­ле­ния: в со­став Фе­де­ра­ции вхо­дит 21 рес­пуб­ли­ка (Рес­пуб­ли­ка Ады­гея, Рес­пуб­ли­ка Баш­кор­то­стан, Ка­бар­ди­но-Бал­кар­ская Рес­пуб­ли­ка и др.), Еврейская ав­то­ном­ная об­ласть, несколько ав­то­ном­ных ок­ру­гов – Не­нец­кий, Хан­ты-Ман­сий­ский – Юг­ра и др.

Конституционное право России

Национальные меньшинства в России

В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 176 национальностей (в 1989 г. их было 146). Русские составляют 82% всего населения страны. Иные этнические общности (18%) по государственно-правовым признакам могут быть дифференцированы таким образом: народы (их иногда именуют «титульные»), которые в лоне российской государственности обрели собственную государственность в форме республик (башкиры, татары, коми, карелы, др.), автономной области (евреи) и автономных округов (ханты, манси, чукчи и другие северные народы — всего 9).

Коренные малочисленные народы, выделенные Конституцией РФ как особая этническая общность (ст. 69), к которым относят 26 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока — ненцы, манси, долганы, коряки, саами и другие общей численностью около 200 тыс. чел., или примерно 0,15% всего населения страны (7 из них проживают в автономных округах, в которых составляют от 1 до 16% их населения), а также 19 иных этносов (абазины, ижорцы, нагайбаки, шапсуги и др.); еще около 40 этносов претендует на подобный статус;

этнические группы имеющие государственность за пределами России (болгары — 33 тыс., греки — 92 тыс., корейцы — 100 тыс., немцы — 842 тыс., поляки — 92 тыс., финны — 47 тыс. и др.) и не имеющие таковой (турки-месхетинцы — до 30 тыс., цыгане — 153 тыс., вепсы — 12 тыс., шорцы — 16 тыс. и др.).

В настоящее время в международном и российском праве нет определения понятия «национальные меньшинства».

Меньшинства должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. быть гражданами данного государства, что отличает меньшинства, их представителей от иностранцев и апатридов;
  2. достаточно долго проживать в данном государстве, быть укоренившимися (по названному критерию к меньшинствам не могут быть отнесены беженцы, имеющие специальный правовой статус);
  3. быть численно меньшим, чем основная группа населения (этот показатель относительный);
  4. не занимать господствующее положение (например, в органах власти, экономике), ибо иное снимает вопрос о специальных мерах защиты соответствующей группы;
  5. иметь отличия в этническом или национальном характере, культуре, языке, религии, обычаях;
  6. стремиться к сохранению своей самобытности.

Из сказанного следует, что национальными меньшинствами могут считаться только такие этнические общности, которые состоят из граждан данного государства, проживают в нем постоянно, отличаются от остального населения этого государства по своим национальным признакам (культуре, языку), объединяются общим названием и самосознанием и стремятся к самоидентификации.

К национальным меньшинствам в России могут быть отнесены вышеназванные коренные малочисленные народы и этнические группы. Эти народы и группы различаются между собой (по численности, образу жизни, компактности проживания) и даже внутри них есть отличия, но данные общности объединяет одно: они представляют собой этнические группы, которые по тем или иным причинам могут оказаться в неравноправном положении с гражданами коренной нации.

Национальные меньшинства испытывают определенное давление со стороны доминирующего общества. Как правило, они обладают меньшими возможностями для самовыражения, отстаивания своих специфических интересов. В демократическом же сообществе голос каждого должен быть услышан. Пренебрежение индивидуальностью во имя торжества человеческой солидарности, отмечал Г. Еллинек, несет опасность для цивилизации. Именно поэтому правовое государство, каковым стремится быть Россия, оказывая поддержку национальным меньшинствам, во-первых, защищает их от дискриминации; во-вторых, заботится о сохранении и развитии ими своей самобытности и возможности быть конкурентоспособными в сравнении с остальными этническими общностями государства проживания.

Национальные меньшинства в гражданском обществе

В соответствии с рекомендациями Совета Европы в Грузии в течение двух лет (с момента вступления?страны в эту организацию) должны были принять Закон о национальных меньшинствах. Однако в этом вопросе, как и с ратификацией Европейской рамочной конвенции по защите прав национальных меньшинств, нет полной ясности. Не случайно на прошедшей недавно в Тбилиси, в Международном центре исследования взаимоотношений “Восток-Запад”, научно-практической конференции, подробно обсуждались эти вопросы.

В частности, отмечалось, что отдельные устоявшиеся дефиниции вызывают неоднозначность подходов и требуют более четкого осмысления. Даже термины “национальные меньшинства” нередко толкуются по-разному. Так, бытует мнение, что граждане Грузии должны обладать абсолютно равными правами и что наделение той или иной группы лиц (в частности, меньшинств) особыми правами – неправильный путь, который не приведет к формированию общегражданского сознания в стране и будет содействовать групповому эгоизму. Эту позицию разделяют руководители некоторых общин нацменьшинств. По их мнению, разработка специальных законодательных актов по защите меньшинств вызывает в них комплекс неполноценности. Нарекание вызывает само понятие “национальное меньшинство”. Считается также, что наличие в Конституции Грузии положений, гарантирующих права меньшинств, исключает необходимость в каких-либо дополнительных законах в данной сфере. Полагают также, что проведение в жизнь универсального принципа равноправия всех – достаточное условие для гарантирования прав меньшинств.

Грузия гордится тем, что на ее территории функционируют негрузинские школы, в нескольких вузах готовят для них специалистов, на языках нацменьшинств издаются газеты, работают культурно-просветительские учреждения, театры и др. В системе органов исполнительной власти есть специальная структура, курирующая вопросы, связанные с меньшинствами. Началом качественно нового этапа в сфере защиты прав национальных меньшинств стало также учреждение института Народного защитника (омбудсмена).

Языковая политика, как известно, связана с большими сложностями. Сетуют, что государственный язык пока еще не получил должного распространения в местах компактного проживания меньшинств. Но следует признать, что произошло это не по воле населения этих регионов, а из-за неспособности центральных властей обеспечить укрепление позиций грузинского языка. В результате население ряда регионов слабо интегрировано в общественную жизнь страны.

Нерешенных вопросов немало. И они связаны не только с неполной освоенностью теоретической проблематики, но и с трудностями бытового характера.

Не уйти от факта, что относительное большинство людей, уехавших из Грузии в первой половине 90-х годов прошлого века, – это представители национальных меньшинств. К примеру, наполовину уменьшилось население Цалкского района, где компактно проживают греки. Некоторые политические силы пытались использовать этот факт как подтверждение наличия дискриминации в Грузии по отношению к национальным меньшинствам. Однако проведенные социологические исследования доказывают, что причина выезда – тяжелые социально-экономические условия. Данное обстоятельство меняет угол зрения на проблему, хотя и не делает ее менее острой. Так, на грани исчезновения в Грузии оказались такие уникальные культурно-конфессиональные общины, как духоборческая в Ниноцминдском районе и молоканская – в Кахети. Специальные решения, принятые в марте 1993 года, лишь на время задержали процесс эмиграции общинников.

Будем откровенны и отметим, что число депутатов в парламенте Грузии и чиновников в исполнительной власти, представляющих национальные меньшинства, не совсем адекватно отражает их реальную долю среди населения страны.

К сожалению, до недавнего времени даже фактор компактного проживания не обеспечивал гарантии для некоторых меньшинств быть представленными в законодательных органах, а также в органах исполнительной, судебной и административной власти разных уровней.

Не лишены остроты и проблемы грузинского населения, проживающего в местах компактного проживания меньшинств. Совершенно не исследован также вопрос соблюдения прав женщин в регионах компактного проживания мусульманских меньшинств.

Для целенаправленного развития законодательной политики в области защиты прав национальных меньшинств необходимо, чтобы она развивалась на научной основе. В частности, на мой взгляд, предстоит создать стройную концепцию, которая, с одной стороны, будет отражать опыт, накопленный мировым сообществом, а с другой – учитывать специфику наших условий. На первых порах, по моему мнению, можно было бы сформулировать декларацию об основах политики в отношении меньшинств. Ее принятию должна предшествовать широкая полемика. Считаю, что в законопроекте о государственном языке должны быть отражены вопросы статуса языков меньшинств, четко определена ответственность государства в создании условий для изучения государственного языка в районах компактного проживания нацменьшинств.

Намеченные задачи очень сложны, и без помощи мирового сообщества здесь не обойтись. Поэтому надо налаживать, расширять и углублять наши контакты, полнее интегрироваться в международные структуры. Значительный резерв в данной сфере деятельности – участие Грузии в международных пактах и конвенциях по правам человека.

Обозначу еще один аспект проблемы. На мой взгляд, лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, должны искренне стараться быть неотъемлемой частью общества и лояльными гражданами страны. Они призваны видеть в этом свой прямой долг. Что касается государства, то оно, в свою очередь, обязано всемерно содействовать защите прав меньшинств, заботиться о том, чтобы они имели все возможности для изучения государственного языка, ведь и от этого зависит их активное участие в работе законодательных и исполнительных органов.

Грузия сегодня стремится занять достойное место в содружестве демократических государств. Необходимое условие для этого – восприятие и воплощение в жизнь тех правил, которыми руководствуется цивилизованный мир. И основа основ этих правил – защита прав человека. А следовательно, и защита прав и свобод национальных меньшинств.

Статья 38 Конституции страны гласит: “Граждане Грузии равноправны. независимо от языка, национальной, этнической и религиозной принадлежности. Они вправе свободно, без какой-либо дискриминации и вмешательства развивать собственную культуру, пользоваться родным языком в личной жизни и публично”.

Равенство перед Законом всех граждан страны, независимо от национального и расового происхождения, обеспечивают и статьи Закона о гражданстве Грузии.

В заключении приведу слова из предвыборной программы президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе: “Власти страны обеспечат внутреннее единство народа Грузии, в котором все меньшинства составляют ее неотъемлемую, органичную и естественную часть”.

Да, мы строим демократическое правовое государство, формируем гражданское общество. И национальные меньшинства должны внести свой вклад в это дело особой важности.

Автор: Константин Кокоев, президент Международного центра “За мирный Кавказ”; источник: Газета “Вечерний Тбилиси” (Грузия)

Источники:
http://studref.com/551103/kulturologiya/diaspory_natsionalnye_menshinstva
http://w.histrf.ru/articles/article/show/natsionalnyie_mienshinstva
http://isfic.info/konst/kokot57.htm
http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/16053/
http://zagranportal.ru/spravochnaya/emigraciya/emigratciia-pensionerov-iz-rossii.html

Ссылка на основную публикацию