Гамбургская филармония на Эльбе – храм музыки с интригующей историей

Гамбургская филармония на Эльбе – храм музыки с интригующей историей

  • Поддержите наш сайт →

Elbphilharmonie

Здание Эльбской филармонии в Гамбурге – это музыкальный корабль, плывущий на полных парусах в сторону устья Эльбы, впадающей в Северное море. Новая стеклянная конструкция напоминает поднятый парус, но при этом вызывает ассоциацию и с гребнем волны, и с искрящимся кристаллом прозрачного кварца. Здание Эльбской филармонии построено на крыше бывшего портового склада на острове Большой Грасброок, входящем сегодня в прибрежный квартал Гамбурга с современным названием HafenCity.

Эльбская филармония возникла по проекту швейцарского архитектурного бюро Herzog & de Meuron (HdeM), основанного в 1978 году двумя уроженцами Базеля Жаком Херцогом и Пьером де Мёроном. Первый склад на Большом Грасброоке был возведен в 1875 году по проекту Йоханнеса Дальмана, а название Kaiserspeicher (Кайзерский склад) он получил в честь первого Кайзера Германии Вильгельма I, правившего страной с 1871-го по 1888 год. В годы Второй мировой войны склад Дальмана подвергся многочисленным разрушениям и в 1963 году был снесен.

В 1966 году на Большом Грасброоке по проекту Вернера Калморгена был построен новый портовый склад, который стали называть Kaispeicher A, то есть просто Портовым складом A (по-немецки Kai – набережная, причал). Склад Калморгена, со временем потерявший свою функциональную значимость, по проекту HdeM был призван сыграть роль 8-этажного «стилобата» с краснокирпичным фасадом. Он и стал площадкой для возведения на нём здания Эльбской филармонии. Первый камень в ее основание был заложен 2 апреля 2007 года. Предполагалось, что строительство с ориентировочной стоимостью € 241 млн завершится к 2010 году, но уже в ноябре 2008 года стоимость проекта оценивались в € 450 млн, а в августе 2012 года общие затраты превысили порог € 500 млн! Строительные работы официально завершились лишь 31 октября 2016 года с общим объемом вложенного в них финансирования € 789 млн!

Первый публичный концерт в Эльбской филармонии состоялся в тестовом режиме 25 ноября 2016 года, а официальный концерт по случаю торжественного открытия прошел 11 января 2017 года. На инаугурации выступил Симфонический оркестр Северогерманского радио (Sinfonieorchester des Norddeutschen Rundfunks), который после обретения своей новой стационарной базы (резиденции) стал называться NDR Elbphilharmonie Orchester. Место за его дирижерским пультом занял немецкий маэстро Томас Хенгельброк (дирижер и скрипач), возглавляющий этот коллектив в качестве музыкального руководителя и главного дирижера с 2011 года. С сезона 2022/2022 на этом посту его сменит американец Алан Гилберт (также дирижер и скрипач).

Эльбская филармония – самое высокое жилое здание в Гамбурге. Оно спроектировано как культурно-жилой комплекс, и в его наиболее высокой части на западной стороне – 26 этажей при максимальной общей высоте 108 метров (по некоторым данным – 110). Кроме Большого концертного зала на 2100 мест и Малого камерного зала на 550 мест, в восточной части нового здания расположены отель Westin Hamburg (244 номера между 9-м и 20-м этажами), 45 роскошных квартир-апартаментов (на верхних этажах к западу от Большого концертного зала), магазины, рестораны и парковка. На 8-м этаже по периметру зоны PLAZA, соответствующей уровню крыши Kaispeicher A (на высоте 37 метров от основания) и служащей связкой между краснокирпичным базисом и «стеклобетонной» надстройкой, оборудована открытая «круговая» смотровая площадка, доступная для свободного посещения. С нее предстает взору изумительный вид на город, портовые сооружения и устье Эльбы.

Эльбская филармония – это порядка тысячи изогнутых стеклянных окон и поистине «космический» Большой концертный зал с ассиметричным расположением архитектурных объемов и зрительских секторов, каждый из которых привязан к своему этажу (начиная с 9-го) и букве латинского алфавита (по количеству букв в нём). Общая площадь здания – 120000 квадратных метров. Со смотровой площадкой на 8-м этаже главный вход в комплекс, расположенный с восточной стороны, соединяется изогнутым эскалатором, поднимаясь по которому, нельзя не миновать небольшую закрытую обзорную площадку с панорамным стеклянным окном, обращенным в сторону устья Эльбы.

С центра площадки 8-го этажа, куда доставляет эскалатор, выше в фойе каждого из залов можно подняться по витым деревянным лестницам. Потрясающая, изумительная акустика Большого зала спроектирована фирмой Yasuhisa Toyota, установившей в нём около 10000 индивидуальных микрошаблонных пластин из гипсокартона для преломления и отражения звуковых волн. Духовой орган с 69 регистрами, установленный Большом зале, построен по проекту известной немецкой органостроительной фирмы Klais.

До ввода в эксплуатацию ультрасовременного знания Эльбской филармонии главным филармоническим залом Гамбурга был Лайсхалле (Laeiszhalle), который продолжает функционировать и сейчас (здание классической постройки 1908 года). Оба этих объекта управляются одной дирекцией, но если с недавнего времени единоличный резидент Эльбской филармонии – NDR Elbphilharmonie Orchester, то площадку Лайсхалле в качестве постоянной стационарной базы делят между собой два коллектива – Оркестр Гамбургской оперы (Philharmonisches Staatsorchester Hamburg) и Гамбургский симфонический оркестр (Hamburger Symphoniker). Естественно, что подобная система оркестровой «приписки» каждому из трех ведущих гамбургских оркестров абсолютно не мешает планировать от сезона к сезону и давать концерты как в старинном Лайсхалле, так и в новой Эльбской филармонии.

Необычная архитектура Гамбургской филармонии на Эльбе

Здание Эльбской филармонии в Гамбурге – это музыкальный корабль, плывущий на полных парусах в сторону устья Эльбы, впадающей в Северное море. Новая стеклянная конструкция напоминает поднятый парус, но при этом вызывает ассоциацию и с гребнем волны, и с искрящимся кристаллом прозрачного кварца. Здание Эльбской филармонии построено на крыше бывшего портового склада на острове Большой Грасброок, входящем сегодня в прибрежный квартал Гамбурга с современным названием HafenCity.

История строительства

Благодаря уникальному, мастерски воплощенному дизайну этот проект бюро Herzog & de Meuron (Швейцария) представляет собой овеществленную метафору музыки.

Вызывая бесконечные ассоциации, Эльбская опера завораживает днем и ночью, за что заслуживает звание нового символа города.

При этом история ее строительства – одна из самых скандальных в современной Германии. Возведение здания затянулось на 10 лет вместо запланированных трех, и бюджет тоже вырос больше, чем в 3 раза.

2 апреля 2007 года начали возводить здание Эльбской филармонии. Разработать и воплотить проект доверили архитектурному бюро Herzog & de Meuron, среди работ которой знаменитая Галерея Тейт в Лондоне и Олимпийский стадион в Пекине.

Работы удалось завершить только 31 октября 2016 года, при этом потратили 789 млн евро. СМИ назвали новую филармонию самым скандальным долгостроем Германии.

Чтобы выяснить причины срыва сроков строительства и увеличившегося бюджета, был создан специальный парламентский комитет. Среди главных причин, повлиявших на длительность и дороговизну строительства, называют некомпетентность местных властей, хаос на стройплощадке и непродуманность планов. В результате расследование дошло и до судебных разбирательств.

Сейчас скандал потихоньку забывается, а здание филармонии радует глаз горожан и гостей Гамбурга.

Торжественное открытие произошло 11 января 2017 года, на церемонии присутствовали президент Германии Йоахим Гаук, канцлер Ангела Меркель и 2100 гостей. Они наслаждались симфоническим оркестром и пением именитых оперных мэтров Филиппа Жарусски, Павола Бреслика, Брина Терфеля и других.

Архитектура филармонии

Новая филармония в Герании опирается на 1745 свай и 428 стальных пружин. Стеклянный фасад состоит из 2200 отдельных панелей, каждая из которых состоит из четырех стекол, покрытых специальной защитной пленкой. Из них 595 стеклянных элементов имеют индивидуально изогнутую форму. Архитекторы спроектировали стеклянный фасад волнистой формы, чтобы он был похожим на огромный кристал, отражающий небо, воду и город. Здание Elbphilharmonie имеет 26 этажей, его самая высокая точка находится на высоте около 110 метров, а самая низкая точка расположена в восточном фасаде на глубине около 30 метров.

Благодаря клиновидной форме, филармония на Эльбе имеет ширину 68 метров в восточной части здания и ширину 22 метров в его западной части.

Внутри здания вы найдете один большой (82-метровый) криволинейный эскалатор, переходящий во второй, более короткий, эскалатор, которые вместе соединяют первый этаж с седьмым и девятым. Кроме этого есть 29 подъемников и одиннадцать лестниц. Общая площадь здания филармонии Elbphilharmonie составляет 120 тысяч квадратных метров, не считая трех концертных зал и закулисные области.

Помимо прямого назначения, включающего проведения концертов классической музыки, филармония может использоваться для предоставления студийных помещений физическим лицам, для обучение музыке, культурного празднования различных мероприятий, аренды студий звукозаписи, размещения музыкальных школ и подобное. Кроме общественных концертных залов, в консерватории расположен роскошный отель гостиничной сети Westin, занимающий часть помещений с 9-го по 20-й этажи, а также залы для проведения конференций и оздоровительные зоны.

В дополнение ко всему, в здании выставлены на продажу 45 больших шикарных квартир, стоимость каждой из которых начинается с 12 миллионов евро, поэтому они относятся к самой дорогой недвижимости Гамбурга. В подземном гараже предусмотрено 433 парковочных места, 170 из которых предназначены для гостей.

Что посмотреть

Главная гордость филармонии — Большой концертный зал, спланированный по принципу «виноградников на склоне горы». Сцена находится в центре, а вокруг нее на террасах идут ряды зрительских кресел. Благодаря такому решению, максимальное расстояние от слушателя до оркестра составляет всего 30 м.

Если посмотреть на чудеса интерьера удастся только обладателям билетов, то вход на обзорную площадку свободный. Попасть на нее можно по 82-метровому эскалатору. Площадка устроена на крыше кирпичного склада — под новым стеклянным корпусом. Она полностью огибает здание и даже скромной высоты в 37 м хватает, чтобы оценить красоты Гамбурга. Здесь же находятся театральные кассы, несколько кафе, пивной ресторан.

Подробное описание филармонии

Это современный архитектурный комплекс со своим собственным миром. Кроме большого и малого концертных залов, здесь есть также гостиница, рестораны и даже жилые апартаменты и многоуровневый паркинг.

На входе здание встречает длинными эскалаторами в белом туннеле, который сами архитекторы прозвали Tube.

Эскалаторы поднимают зрителей и гостей прямо внутрь здания к смотровой площадке. В конце подъемников открывается панорамное окно на порт Гамбурга. Потом еще один маленький эскалатор, и вы уже на уровне смотровой площадки. Что интересно, зайти полюбоваться на смотровую площадку можно совершенно бесплатно.

Для этого вам нужно взять билет в кассе и пройти через турникет для учета посетителей. Маленький лайфхак: чтобы не стоять в длинной очереди в кассе, можно подойти в информационный центр напротив и там же получить бесплатные билеты, но уже без очереди.

Билеты на концерты раскуплены на полгода вперед, но попасть в залы можно и без билетов. Для этого вам нужно зарезервировать место с какой-нибудь экскурсионной группой.

Ни одной ровной линии, окна “в пол” перекатываются волной. Это очень красиво!

В сами концертные залы можно попасть только со смотровой площадки. Малый зал рассчитан на 550 мест, он более камерный и тут можно послушать, к примеру, джаз.

На эти поверхности сложно смотреть, их хочется трогать, вдыхать запах дерева.

В просторных холлах хочется выпить бокал шампанского и любоваться панорамой города.

Большой зал рассчитан на 2150 мест. От любого места до сцены не более 30 метров. Каждый зритель может хорошо рассмотреть музыкантов. Акустика здесь совершенно потрясающая! Я побывал только на репетиции, но даже она повергла меня в приятный шок. Все поверхности неровные и состоят из 10 000 полых элементов, чем-то напоминающих яичные упаковки.

Что интересно, для своеобразной компенсации за столь продолжительное строительство в филармонии предусмотрены недорогие (10-15 евро) короткие концертные программы продолжительностью 30-40 минут, позволяющие посетить Эльбфилармонию большему числу желающих.

Программа на сезон

На официальном сайт е Эльбской филармонии размещена информация про запланированные на сезон концерты и фестивали, а также цены. Основа репертуара – классическая музыка.

Среди ближайших на момент написания статьи концертов – выступление Amaryllis Quartett, который будет будут исполнять произведения Бетховена, Шостаковича, Чайковского. А также детский концерт с Гамбургским камерным оркестром Nola Note im großen Orchester.

В этом сезоне также выступят Emptyset, Yul Anderson, Symphoniker Haядmburg, Marianne Crebassa с Fazıl Say, NDR Elbphilharmonie Orchestra, будут проводиться фестивали Schleswig-Holstein Musik Festival, Hamburg International Music Festival и состоятся другие интересные события.

Где находится

Филармония расположена в квартале HafenCity на острове Большой Грасброок. Добраться сюда достаточно просто: необходимо сесть на метро U3 от ратуши, выходить нужно на станции Baumwall.

Туристам будет полезно узнать, что вход на смотровую площадку бесплатный.

Тайны Эльбской филармонии в Гамбурге: Видео

Заключение

Эта необычная снаружи и внутри архитектурная жемчужина Северной Германии не оставит равнодушным ни одного путешественника! Эльбская филармония привлекает внимание в любое время года. Даже если вы не любитель классической музыки, можно просто погулять внутри, зайти в кафе или полюбоваться зданием.

Гамбургская филармония на Эльбе – храм музыки с интригующей историей

Необычный корабль под стеклянным парусом, входящий в устье реки, или гребень волны, который вздымается над крышей бывшего портового склада – так предстает взору неискушенного туриста величественное сооружение – филармония на Эльбе в Гамбурге.

Строительство на 10 лет

Благодаря уникальному, мастерски воплощенному дизайну этот проект бюро Herzog & de Meuron (Швейцария) представляет собой овеществленную метафору музыки.

Вызывая бесконечные ассоциации, Эльбская опера завораживает днем и ночью, за что заслуживает звание нового символа города.

При этом история ее строительства – одна из самых скандальных в современной Германии. Возведение здания затянулось на 10 лет вместо запланированных трех, и бюджет тоже вырос больше, чем в 3 раза.

2 апреля 2007 года начали возводить здание Эльбской филармонии. Разработать и воплотить проект доверили архитектурному бюро Herzog & de Meuron, среди работ которой знаменитая Галерея Тейт в Лондоне и Олимпийский стадион в Пекине.

В 2010 году планировалась сдача в эксплуатацию, а бюджет составлял 241 млн евро. Уже в 2008 году стоимость проекта увеличилась до 450 млн, а в 2012 – до 500 млн.

Работы удалось завершить только 31 октября 2016 года, при этом потратили 789 млн евро. СМИ назвали новую филармонию самым скандальным долгостроем Германии.

Чтобы выяснить причины срыва сроков строительства и увеличившегося бюджета, был создан специальный парламентский комитет. Среди главных причин, повлиявших на длительность и дороговизну строительства, называют некомпетентность местных властей, хаос на стройплощадке и непродуманность планов. В результате расследование дошло и до судебных разбирательств.

Сейчас скандал потихоньку забывается, а здание филармонии радует глаз горожан и гостей Гамбурга.

Торжественное открытие произошло 11 января 2017 года, на церемонии присутствовали президент Германии Йоахим Гаук, канцлер Ангела Меркель и 2100 гостей. Они наслаждались симфоническим оркестром и пением именитых оперных мэтров Филиппа Жарусски, Павола Бреслика, Брина Терфеля и других.

Торжество архитектуры

Эльбская филармония высотой в 110 метров на 26 этажей считается самым высоким зданием в Гамбурге. Частично изогнутые стеклянные панели создают своеобразные волны, символизирующие движение звука.

Фасад из стекла и стали весит 78 000 тонн и собран из 1100 отдельных элементов. Его построили на крыше портового склада середины ХХ века, выполняющего функцию «стилобата» с красным кирпичным фасадом. Архитекторы совместили фасад с надстройкой, завораживающей отражением воды и неба.

Elbphilharmonie также включает культурно-жилой комплекс, в котором размещаются 45 частных апартаментов, смотровая площадка Plaza с панорамным видом на город, пятизвездочный отель на 244 номера, фитнес-зал, конференц-центр, магазины, парковка и пр.

Для проведения музыкальных представлений филармония располагает большим концертным залом на 2 100 человек и камерным залом на 55 человек.

Отдельного внимания заслуживает большой зал – Grand Concert Hall. Он был спланирован по уникальной технологии – как «виноградник на горе»: сцена расположена посередине зала, а каждое зрительское место отдалено от места дирижера не более чем на 30 метров. «Космический» дизайн и гигантский рефлектор, обеспечивающий прекрасное звучание в любой точке этого зала, впечатляют не меньше, чем грандиозный вид фасада филармонии.

Программа на сезон

На официальном сайт е Эльбской филармонии размещена информация про запланированные на сезон концерты и фестивали, а также цены. Основа репертуара – классическая музыка.

Среди ближайших на момент написания статьи концертов – выступление Amaryllis Quartett, который будет будут исполнять произведения Бетховена, Шостаковича, Чайковского. А также детский концерт с Гамбургским камерным оркестром Nola Note im großen Orchester.

В этом сезоне также выступят Emptyset, Yul Anderson, Symphoniker Haядmburg, Marianne Crebassa с Fazıl Say, NDR Elbphilharmonie Orchestra, будут проводиться фестивали Schleswig-Holstein Musik Festival, Hamburg International Music Festival и состоятся другие интересные события.

Цены на билеты составляют от 10 до 25 евро.

Местоположение

Филармония расположена в квартале HafenCity на острове Большой Грасброок. Добраться сюда достаточно просто: необходимо сесть на метро U3 от ратуши, выходить нужно на станции Baumwall.

Туристам будет полезно узнать, что вход на смотровую площадку бесплатный.

Филармония в Гамбурге: туристический маст-хэв

Эта необычная снаружи и внутри архитектурная жемчужина Северной Германии не оставит равнодушным ни одного путешественника! Эльбская филармония привлекает внимание в любое время года. Даже если вы не любитель классической музыки, можно просто погулять внутри, зайти в кафе или полюбоваться зданием.

Тайны Эльбской филармонии в Гамбурге: Видео


Гамбургская филармония на Эльбе – храм музыки с интригующей историей

Филармонию, которая получила название Elbphilharmonie, возвели прямо на крыше заброшенного склада. Здание из красного кирпича появилось на берегу Эльбы в 60-х годах прошлого века, и здесь долгое время хранились запасы чая, какао и табака.

Реализацию масштабного проекта в 2006 году поручили знаменитому швейцарскому бюро Herzog & de Meuron — авторам нового крыла галереи Тейт Модерн и олимпийского стадиона «Птичье гнездо» в Пекине. На здание старого кирпичного склада архитекторы «взгромоздили» 26-этажную конструкцию весом в 78 тыс. тонн, внешне напоминающую айсберг, неизвестно как оказавшийся посреди Эльбы. Кстати, воды реки отражаются в стеклянных панелях здания.

Строительство Elbphilharmonie растянулось почти на 10 лет, хотя изначально закончить работы планировалось за три года — к 2009-му. Кроме того, уложиться не удалось и в первоначальный бюджет. Власти Гамбурга намеревались потратить на строительство концертного комплекса €75 млн, но в итоге сумма выросла более чем в 10 раз, и составила €790 млн, сообщило Reuters.

В немецкой прессе Эльбскую филармонию нередко называли самым скандальным долгостроем Германии. Концертный зал встал в один ряд с берлинским аэропортом имени Вилли Бранта, возведение которого началось в 2006 году, но до сих пор не завершено. Долгожданное открытие Elbphilharmonie состоялось 11 января 2017 года. Билеты в первый ряд партера на праздничный концерт, который посетили канцлер Ангела Меркель и президент Германии Йоахим Гаук, стоили по €10 тыс.

Концертный зал на 2100 посадочных мест архитекторы спланировали по принципу «виноградника на склоне гор». Сцена располагается в центре помещения, а от нее «террасами» расходятся ряды кресел. Места расположены так, что ни один слушатель не будет удален от дирижера более чем на 30 м.

Всего на сезон 2017 года выпущено 120 тыс. билетов в Elbphilharmonie. Их стоимость колеблется от €9,9 до €218,9. Правда, на большинство событий ближайших шести месяцев уже не попасть — все места распроданы.

Помимо трех концертных залов в здании Elbphilharmonie расположилась смотровая площадка, к которой ведет эскалатор длиной 82 м, фитнес-зал, 5-звездочная гостиница и даже жилые апартаменты. Всего на продажу выставлены 44 пентхауса, спроектированных баварским архитектурным бюро Brückner Architekten.

Гамбург славится своими музыкальными традициями. Здесь, в крохотной квартире в квартале Шлютерсхоф, родился композитор Иоганнес Брамс. А еще — жил и работал второй сын Иоганна Себастьяна Баха Карл Филипп, который даже получил прозвище «Гамбургского». Гендель же любил устраивать премьеры своих опер именно в этом немецком городе.

Гамбургская филармония: долгострой за миллиард долларов как новая норма

Современная архитектура всё больше обращается к «левым» идеям и пытается быть экономной, стараясь решить вопросы быстровозводимого массового жилья, устойчивости «зелёных» зданий и перехода к роботизированному строительству.

Эльбская филармония в Гамбурге, расходы на строительство которой были превышены в десять раз, не решает ни одного из этих вопросов, но это одна из самых обсуждаемых построек последнего десятилетия. И одна из самых спорных.

Легко представить, как подобный проект воспринимался бы в России, но большинство экспертов уверены, что филармония себя оправдает.

Анастасия Железнова и Strelka Magazine разобрались, зачем современные города позволяют себе столь дорогие проекты и есть ли основания идти на огромные траты ради «эффекта Бильбао»?

Больше, чем филармония

Открытая чуть больше года назад, Эльбская филармония строилась десять лет вместо заявленных трёх. Швейцарское архитектурное бюро Жака Херцога и Пьера де Мерона (Herzog & De Meuron) — авторы Тейт-модерн в Лондоне, Кайша-форума в Мадриде и культурного центра на месте Центрального полицейского участка в Гонконге — принимало репутационные удары на протяжении всего времени строительства, потому как расходы превысили изначальную смету в десять раз (800 миллионов евро вместо 77 миллионов).

Все деньги были выделены из городского бюджета. Жители и парламент Гамбурга сами заплатили за здание, без участия государственных инвестиций.

Кроме впечатляющего концертного зала, в филармонии есть несколько общественных пространств, 250-комнатный пятизвёздочный отель и 47 апартаментов.

Первый концерт дали в январе 2017 года в присутствии канцлера и президента ФРГ. Самый дорогой билет стоит 10 000 евро. На сцене уже успели выступить Чикагский и Венский филармонические оркестры, считающиеся лучшими в мире.

Всего филармонию посетили за год больше 4 миллионов гостей (в Гамбурге — 1,8 миллиона жителей), что вывело бывший ганзейский город из туристической периферии. Однако голоса тех, кто утверждает, что филармония — неудачный и не стоящий своих денег проект, звучат довольно часто.

Новая норма за миллиард долларов

Один из самых влиятельных архитектурных критиков, Чарльз Дженкс, выступая на WAF (Всемирном фестивале архитектуры) в ноябре 2017 года, посвятил разбору филармонии полчаса, объясняя всё то бесчисленное множество контекстов, что вложены архитекторами в проект. Здесь и связь между берлинской филармонией и гамбургской за счёт цитирования форм, уже применённых Гансом Шаруном, и постмодернистская ассоциация связи порта и корабля.

В целом Дженкс убеждён, что

«Эльбская филармония — это главная постмодернистская постройка последних лет. Возможно, это главная постмодернистская постройка в принципе».

Дженкс — человек опытный и пожилой, когда он говорит,

«я не верю в гиперболы и не верю в преувеличения, но постмодернизм, исчезнувший как название, был воскрешён очень современным архитектором в этом здании»,

то опирается на последовательный анализ того, как гамбургская филармония,

«застывшая метафора волн и музыки»,

синтезировала в себе

«абстрактный и захватывающий язык современной архитектуры, и это сделало её мелодией, которую можно прочитать горизонтально».

В завершение Дженкс сказал, что общественные здания стоимостью один миллиард долларов в современном мире — это новая норма. И упомянул недавно открывшийся Лувр в Абу-Даби, спроектированный Жаном Нувелем.

Собрав комментарии экспертов, посетивших гамбургскую филармонию до и после открытия, выделили сильные и слабые стороны проекта, а также сформулировали прогноз культурного и экономического эффекта для города в целом:

«Херцог и де Мерон раньше других почувствовали возврат интереса к постмодернизму»

Анна Броновицкая, историк архитектуры, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ):

«Здание Эльбской филармонии, на мой взгляд, выдающееся. И как пример реконструкции, и как работа с наследием. Гамбург сам по себе очень мощный город, который, несмотря на потери Второй мировой войны, сохранил много экспрессивной архитектуры.

Филармония воспринимается в контексте впечатляющего гамбургского порта, её окружают складские и конторские постройки из красного кирпича. Достоинством работы Херцога и де Мерона является то, что это здание, кроме культурной миссии, также исполняет роль общественного пространства.

Херцог и де Мерон, с одной стороны, существуют в ушедшей эпохе «стархитекторов» и иконических зданий. Эльбскую филармонию можно отнести к этому времени, это долгий проект. Важно, что они раньше других почувствовали возврат интереса к постмодернизму и стали использовать какие-то буквальные образы.

Воронье гнездо стало прообразом стадиона в Пекине, образ морской волны — прототип для формы крыши филармонии в Гамбурге. Мне это кажется интересным.

Что касается превышения бюджета, действительно скандального, и всей истории этой стройки, которой сами же архитекторы посвятили выставку в 2012 году на Венецианской биеннале, то власти Гамбурга проявили мудрость: они не бросили этот проект, несмотря на экономический кризис. Город богатый — может себе это позволить.

В какой-то степени эта история аналогична возведению сиднейской оперы, где всё было ещё хуже, но я надеюсь, что последующая история филармонии в Гамбурге и её эксплуатации не потребует таких грандиозных доделок и ремонта, как это произошло в Австралии. Тем не менее в Сиднее никто сейчас не сомневается, что стоило строить эту оперу.

Нужно учитывать, что филармония находится на краю нового района Хафенсити, который построен на месте бомбёжек. На него городские власти возлагали большие надежды: здесь университеты, современные офисы, — но он получился довольно скучным. В него нужно было добавить яркий символ — теперь это филармония.

Здание привлекает большое количество туристов. Любой желающий может получить у входа бесплатный билет и подняться на эскалаторе в фойе и на крышу. Необходимо воспринимать всё вместе: и само это здание-скульптуру, и те виды, которые с него открываются, — тогда оно абсолютно уместно».

«Атмосфера больше похожа на прогулку по аэропорту в ожидании рейса»

Альфредо Тьерманн, архитектор Alfredo Thiermann Studio, пишет докторскую диссертацию в ETH (Высшая техническая школа Цюриха):

«После беседы Дженкса и де Мерона, где прозвучало утверждение, что форма крыши гамбургской филармонии вдохновлена зданием берлинской филармонии, спроектированной Гансом Шаруном, я посетил оба концертных зала с разницей в одну неделю. Разница шокирующая, но было бы скучным сказать, что одно лучше другого. Музыка — это не только акустический опыт, но и опыт пространственный и визуальный.

В здании Ганса Шаруна в Берлине всё очень живое, необработанное и выставлено напоказ. Само по себе оно не выглядит городской доминантой. Опыт нахождения в фойе — классический, все друг на друга смотрят, выпивают бокал, пока ждут начала концерта.

Здесь нет крутости, всё очень элегантно и аскетично, что было характерно для послевоенной архитектуры. Некоторое безумие начинается в момент, когда ты идёшь занимать своё место — хаотичный порядок, — 10 разных лестниц, все они разной формы и заставляют тебя исследовать пространство.

В Гамбурге ты сталкиваешь сначала с объёмом и формой филармонии, которые тебя изумляют. Затем ты проходишь через рамки системы безопасности и начинаешь длинное путешествие на эскалаторе.

Электрическая лента, которая доставляет тебя на этаж между кирпичным старинным основанием здания и новой частью, построенной Херцогом и де Мероном. В какой-то мере этот опыт удивительный, потому что ты едешь как будто за горизонт, ты передвигаешься, но ты неподвижен.

Филармония Херцога и де Мерона — это захватывающий дизайн-объект для потребителей. Колоссальное количество искусственного света делает твоё впечатление слабее.

Это не тот экстравагантный и эстетический опыт, который ты переживаешь в здании Шаруна. Ты не в фойе филармонии — на этаже куча кафе и магазинчиков с сувенирами и подарками. Атмосфера больше похожа на прогулку по шопинг-центру или аэропорту в ожидании рейса, чем подготовку к музыкальному опыту.

Вторая очень отличающая гамбургскую филармонию вещь — ты всегда окружён сотней людей, которые постоянно фотографируют. Это здание стало мировым центром притяжения, оно создаёт некоторый „Бильбао-эффект“ для города. В Берлине филармония больше про уютное восприятие культуры, которая помогала залечивать послевоенные травмы, а в Гамбурге это радикальный проект и компромисс с тем, что есть культура сегодня и как она потребляется. И это уже вопрос к обществу».

«Это пережиток мегаструктур, которые хлынули на весь мир в связи с фантастическими возможностями железобетона»

Сергей Никитин, историк архитектуры, президент международного проекта VeloNotte:

«Я не вижу никакой связи филармонии на Эльбе с самим городом. Гамбург — интеллектуальная столица Германии. Здесь находятся редакции двух ведущих немецких журналов — Stern и Der Spiegel. И, конечно, от всего, что делается в Гамбурге, ждёшь чего-то особенного.

Филармонию я увидел ещё не достроенным полтора года назад в марте. Мне казалось это здание внешне вульгарным и скорее изображающим современность, чем являющимся современным. Мне не хватило того, что мне кажется самым важным для всех городов мира, в том числе и для Гамбурга, — коммунитарности.

Филармония оторвана от ландшафта, она стоит на островке, как замок. Здание продолжает идею, которая мне близка и дорога, но это совершенно не городская концепция — отдельного мира искусства, в духе Людвига Баварского.

Здание Эльбской филармонии — очень архаическое, это пережиток мегаструктур, которые в 60–70-х годах хлынули на Европу и на весь мир в связи с фантастическими возможностями, которые подарил железобетон. Самые известные постройки этого „фараоновского“ стиля, я его именно так именую, — это, конечно, гидроэлектростанции, которые встали на крупных реках, покорили ландшафт в буквальном и переносном смысле.

Конкретно городские объекты, которые были под стать таким мощным доминантам, — это здания центральных рынков, кинотеатров, которые возникали повсюду. После бомбардировок значительная часть Гамбурга была застроена гигантскими непроницаемыми офисными центрами — ты не всегда можешь определить, находишься ли ты в центре города или всё ещё плетёшься по окраине. И вдруг ты уже в гавани.

По идее, Гамбург должен был получить прививку от крупной формы ещё давно. Усвоить уроки и выступать против таких мегалитических построек. Без сомнений, у этого здания масса достоинств, но на уровне образа и концепции это была ошибка”.

«Филармония будет восприниматься как средневековый собор, который поражает нас своей сложностью и красотой»

Леонид Слонимский, партнёр архитектурного бюро «Космос», с 2012 по 2017 год архитектор бюро Херцога и де Мерона:

«Я был в филармонии за год до открытия здания. Стройка уже была завершена, все элементы готовы, велись финальные работы. И я был просто восхищённым зрителем.

Думаю, это здание войдёт в историю — все перипетии и сложности его строительства забудутся, перерасходование средств и затянувшийся срок уже не будут важны, а останется этот кристалл на кирпичном основании. Мне очень импонирует, что этому зданию дана общественная функция, там есть жильё, отель и открытые террасы, куда любой человек может попасть и насладиться видами с крыши на Эльбу и город.

Херцог и де Мерон работают с наследием радикально и бережно одновременно. Ценно, что бывший ангар для кофе и чая стал совершенно современным объектом. Новая часть его возвеличивает, несмотря на то что находится над ним.

Выглядит как гигантское ювелирное украшение, и мне кажется, что филармония из-за своего исторического основания и, может быть, даже из-за денег, которые она стоила, будет восприниматься как средневековые соборы, которые поражают нас своей сложностью и красотой. В масштабе не лет, а десятилетий это здание себя и окупит, и для Гамбурга очень много сделает».

Гамбургская филармония: долгострой за миллиард долларов как новая норма

Современная архитектура всё больше обращается к «левым» идеям и пытается быть экономной , стараясь решить вопросы быстровозводимого массового жилья, устойчивости «зелёных» зданий и перехода к роботизированному строительству. Эльбская филармония в Гамбурге, расходы на строительство которой были превышены в десять раз, не решает ни одного из этих вопросов, но это одна из самых обсуждаемых построек последнего десятилетия. И одна из самых спорных. Легко представить, как подобный проект воспринимался бы в России, но большинство экспертов уверены, что филармония себя оправдает. Анастасия Железнова и Strelka Magazine разобрались, зачем современные города позволяют себе столь дорогие проекты и есть ли основания идти на огромные траты ради « эффекта Бильбао »?

Больше, чем филармония

Открытая чуть больше года назад, Эльбская филармония строилась десять лет вместо заявленных трёх. Швейцарское архитектурное бюро Жака Херцога и Пьера де Мерона (Herzog & De Meuron) — авторы Тейт-модерн в Лондоне, Кайша-форума в Мадриде и культурного центра на месте Центрального полицейского участка в Гонконге — принимало репутационные удары на протяжении всего времени строительства, потому как расходы превысили изначальную смету в десять раз (800 миллионов евро вместо 77 миллионов).

Все деньги были выделены из городского бюджета. Жители и парламент Гамбурга сами заплатили за здание, без участия государственных инвестиций.

Кроме впечатляющего концертного зала, в филармонии есть несколько общественных пространств, 250-комнатный пятизвёздочный отель и 47 апартаментов. Первый концерт дали в январе 2017 года в присутствии канцлера и президента ФРГ. Самый дорогой билет стоит 10 000 евро. На сцене уже успели выступить Чикагский и Венский филармонические оркестры, считающиеся лучшими в мире.

Всего филармонию посетили за год больше 4 миллионов гостей (в Гамбурге — 1,8 миллиона жителей), что вывело бывший ганзейский город из туристической периферии. Однако голоса тех, кто утверждает, что филармония — не удачный и не стоящий своих денег проект, звучат довольно часто.

Новая норма за миллиард ДОЛЛАРОВ

Один из самых влиятельных архитектурных критиков, Чарльз Дженкс, выступая на WAF (Всемирном фестивале архитектуры) в ноябре 2017 года, посвятил разбору филармонии полчаса, объясняя всё то бесчисленное множество контекстов, что вложены архитекторами в проект. Здесь и связь между берлинской филармонией и гамбургской за счёт цитирования форм, уже применённых Гансом Шаруном, и постмодернистская ассоциация связи порта и корабля.

В целом Дженкс убеждён, что «Эльбская филармония — это главная постмодернистская постройка последних лет. Возможно, это главная постмодернистская постройка в принципе».

Дженкс — человек опытный и пожилой, когда он говорит, «я не верю в гиперболы и не верю в преувеличения, но постмодернизм, исчезнувший как название, был воскрешён очень современным архитектором в этом здании», то опирается на последовательный анализ того, как гамбургская филармония, «застывшая метафора волн и музыки», синтезировала в себе «абстрактный и захватывающий язык современной архитектуры, и это сделало её мелодией, которую можно прочитать горизонтально».

В завершение Дженкс сказал, что общественные здания стоимостью один миллиард долларов в современном мире — это новая норма. И упомянул недавно открывшийся Лувр в Абу-Даби, спроектированный Жаном Нувелем.

Собрав комментарии экспертов, посетивших гамбургскую филармонию до и после открытия, мы выделили сильные и слабые стороны проекта, а также сформулировали прогноз культурного и экономического эффекта для города в целом:

«Херцог и де Мерон раньше других почувствовали возврат интереса к постмодернизму»

Анна Броновицкая, историк архитектуры, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ):

«Здание Эльбской филармонии, на мой взгляд, выдающееся. И как пример реконструкции, и как работа с наследием. Гамбург сам по себе очень мощный город, который, несмотря на потери Второй мировой войны, сохранил много экспрессивной архитектуры. Филармония воспринимается в контексте впечатляющего гамбургского порта, её окружают складские и конторские постройки из красного кирпича. Достоинством работы Херцога и де Мерона является то, что это здание, кроме культурной миссии, также исполняет роль общественного пространства.

Херцог и де Мерон, с одной стороны, существуют в ушедшей эпохе «стархитекторов» и иконических зданий. Эльбскую филармонию можно отнести к этому времени, это долгий проект. Важно, что они раньше других почувствовали возврат интереса к постмодернизму и стали использовать какие-то буквальные образы.

Воронье гнездо стало прообразом стадиона в Пекине, образ морской волны — прототип для формы крыши филармонии в Гамбурге. Мне это кажется интересным.

Что касается превышения бюджета, действительно скандального, и всей истории этой стройки, которой сами же архитекторы посвятили выставку в 2012 году на Венецианской биеннале, то власти Гамбурга проявили мудрость: они не бросили этот проект, несмотря на экономический кризис. Город богатый — может себе это позволить. В какой-то степени эта история аналогична возведению сиднейской оперы, где всё было ещё хуже, но я надеюсь, что последующая история филармонии в Гамбурге и её эксплуатации не потребует таких грандиозных доделок и ремонта, как это произошло в Австралии. Тем не менее в Сиднее никто сейчас не сомневается, что стоило строить эту оперу.

Нужно учитывать, что филармония находится на краю нового района Хафенсити, который построен на месте бомбёжек. На него городские власти возлагали большие надежды: здесь университеты, современные офисы, — но он получился довольно скучным. В него нужно было добавить яркий символ — теперь это филармония. Здание привлекает большое количество туристов. Любой желающий может получить у входа бесплатный билет и подняться на эскалаторе в фойе и на крышу. Необходимо воспринимать всё вместе: и само это здание-скульптуру, и те виды, которые с него открываются, — тогда оно абсолютно уместно».

«Атмосфера БОЛЬШЕ похожа на прогулку по аэропорту в ожидании рейса»

Альфредо Тьерманн, архитектор Alfredo Thiermann Studio, пишет докторскую диссертацию в ETH (Высшая техническая школа Цюриха):

«После беседы Дженкса и де Мерона, где прозвучало утверждение, что форма крыши гамбургской филармонии вдохновлена зданием берлинской филармонии, спроектированной Гансом Шаруном, я посетил оба концертных зала с разницей в одну неделю. Разница шокирующая, но было бы скучным сказать, что одно лучше другого. Музыка — это не только акустический опыт, но и опыт пространственный и визуальный.

В здании Ганса Шаруна в Берлине всё очень живое, необработанное и выставлено напоказ. Само по себе оно не выглядит городской доминантой. Опыт нахождения в фойе — классический, все друг на друга смотрят, выпивают бокал, пока ждут начала концерта. Здесь нет крутости, всё очень элегантно и аскетично, что было характерно для послевоенной архитектуры. Некоторое безумие начинается в момент, когда ты идёшь занимать своё место — хаотичный порядок, — 10 разных лестниц, все они разной формы и заставляют тебя исследовать пространство.

В Гамбурге ты сталкиваешь сначала с объёмом и формой филармонии, которые тебя изумляют. Затем ты проходишь через рамки системы безопасности и начинаешь длинное путешествие на эскалаторе. Электрическая лента, которая доставляет тебя на этаж между кирпичным старинным основанием здания и новой частью, построенной Херцогом и де Мероном. В какой-то мере этот опыт удивительный, потому что ты едешь как будто за горизонт, ты передвигаешься, но ты неподвижен.

Филармония Херцога и де Мерона — это захватывающий дизайн-объект для потребителей.

Колоссальное количество искусственного света делает твоё впечатление слабее. Это не тот экстравагантный и эстетический опыт, который ты переживаешь в здании Шаруна. Ты не в фойе филармонии — на этаже куча кафе и магазинчиков с сувенирами и подарками. Атмосфера больше похожа на прогулку по шопинг-центру или аэропорту в ожидании рейса, чем подготовку к музыкальному опыту. Вторая очень отличающая гамбургскую филармонию вещь — ты всегда окружён сотней людей, которые постоянно фотографируют. Это здание стало мировым центром притяжения, оно создаёт некоторый „Бильбао-эффект“ для города. В Берлине филармония больше про уютное восприятие культуры, которая помогала залечивать послевоенные травмы, а в Гамбурге это радикальный проект и компромисс с тем, что есть культура сегодня и как она потребляется. И это уже вопрос к обществу».

«Это пережиток мегаструктур, которые хлынули на весь мир в связи с фантастическими возможностями железобетонА»

Сергей Никитин, историк архитектуры, президент международного проекта VeloNotte:

«Я не вижу никакой связи филармонии на Эльбе с самим городом. Гамбург — интеллектуальная столица Германии. Здесь находятся редакции двух ведущих немецких журналов — Stern и Der Spiegel. И, конечно, от всего, что делается в Гамбурге, ждёшь чего-то особенного. Филармонию я увидел ещё не достроенным полтора года назад в марте. Мне казалось это здание внешне вульгарным и скорее изображающим современность, чем являющимся современным. Мне не хватило того, что мне кажется самым важным для всех городов мира, в том числе и для Гамбурга, — коммунитарности. Филармония оторвана от ландшафта, она стоит на островке, как замок. Здание продолжает идею, которая мне близка и дорога, но это совершенно не городская концепция — отдельного мира искусства, в духе Людвига Баварского.

Здание Эльбской филармонии — очень архаическое, это пережиток мегаструктур, которые в 60–70-х годах хлынули на Европу и на весь мир в связи с фантастическими возможностями, которые подарил железобетон. Самые известные постройки этого „фараоновского“ стиля, я его именно так именую, — это, конечно, гидроэлектростанции, которые встали на крупных реках, покорили ландшафт в буквальном и переносном смысле. Конкретно городские объекты, которые были под стать таким мощным доминантам, — это здания центральных рынков, кинотеатров, которые возникали повсюду. После бомбардировок значительная часть Гамбурга была застроена гигантскими непроницаемыми офисными центрами — ты не всегда можешь определить, находишься ли ты в центре города или всё ещё плетёшься по окраине. И вдруг ты уже в гавани».

По идее, Гамбург должен был получить прививку от крупной формы ещё давно. Усвоить уроки и выступать против таких мегалитических построек. Без сомнений, у этого здания масса достоинств, но на уровне образа и концепции это была ошибка.

«Филармония будет восприниматься как средневековый собор, который поражает нас своей сложностью и красотой»

Леонид Слонимский, партнёр архитектурного бюро «Космос», с 2012 по 2017 год архитектор бюро Херцога и де Мерона:

«Я был в филармонии за год до открытия здания. Стройка уже была завершена, все элементы готовы, велись финальные работы. И я был просто восхищённым зрителем. Думаю, это здание войдёт в историю — все перипетии и сложности его строительства забудутся, перерасходование средств и затянувшийся срок уже не будут важны, а останется этот кристалл на кирпичном основании. Мне очень импонирует, что этому зданию дана общественная функция, там есть жильё, отель и открытые террасы, куда любой человек может попасть и насладиться видами с крыши на Эльбу и город.

Херцог и де Мерон работают с наследием радикально и бережно одновременно.

Ценно, что бывший ангар для кофе и чая стал совершенно современным объектом. Новая часть его возвеличивает, несмотря на то что находится над ним. Выглядит как гигантское ювелирное украшение, и мне кажется, что филармония из-за своего исторического основания и, может быть, даже из-за денег, которые она стоила, будет восприниматься как средневековые соборы, которые поражают нас своей сложностью и красотой. В масштабе не лет, а десятилетий это здание себя и окупит, и для Гамбурга очень много сделает».

Гамбургская филармония на Эльбе – храм музыки с интригующей историей

Войти

Эльбская филармония, строительство которой в гамбургском районе Хафен-Сити сопровождалось просто невероятной истерией в масс-медиа и яростными спорами, как в пивнушках, так и в кулуарах рейхстага, наконец-то открылась.

В три раза превышенный начальный бюджет, на шесть лет опоздавшее открытие, судебные процессы между заказчиками, архитекторами и подрядчиками, ну и тонны критики. Эльбская филармония стала тотемным животным генподрядчика многострадальной питерской Зенит-Арены “хули ты нас критикуешь, ты, смари, вон как бюргеры обосрались со своей филармонией!”. А для меня самая дорогая оркестровая яма с актовым залом в истории человечества просто стала символом нашего времени. Давления на человеческую психику от сумасшедших скоростей, графиков, дедлайнов и связанного с этим стресса.

С точки зрения банального выживания жизнь упростилась, но эмоции усложнились многократно. Все привело к тому, что интенсивность стресса, что у неандертальца, не попавшего копьем в последнего мигрировавшего этой зимой мамонта (и теперь хоть какахи свои ешь), что у клерка, опоздавшего на пять минут на афтерворк-пати из-за сдутого колеса на велике, стала одинаковой. Если смотреть на происходящее сквозь призму логистики, штуки мне понятной, то еще сорок-тридцать лет назад перед отправкой груза клерк садился за печатную машинку и часа три набирал текст. Сделал ошибку, начинал по новой. Отдавал курьеру, тот поездом два дня вез документы в порт. Передавал капитану. Капитан отправлялся в Китай раза четыре в месяц. Морской транзит шел месяцы. В итоге китаец получал свой “сименс” через четыре месяца после отправки. Сегодня с точки зрения логистики все сузилось до двух дней и уже на горизонте стоят экспедиторы, обещающие доставку товара в любую точку планеты в течении десяти часов. А китаец теперь требует свой груз еще вчера, иначе нахуй с поля.

Эльбская филармония открылась на шесть лет позднее первоначально намеченных сроков. Представляю, сколько нервных срывов вызвал срыв сроков. Знаменитый Кельнский собор строили средневековые люди 600 (шестьсот!) лет. Да там критики долгостроя даже до доставки ведра с цементом на уровень не доживали! А ведь это было важнейшее скрепообразующее здание, там человек без веры лежал! Не чета какой-то маловажной оркестульке. Современный человек, может, давай притормози немного, а то вон виток спирали с неандертальцем и мамонтом совсем близко уже. Да и в самом слове “филармония” ведь символично спряталась “любовь к гармони”, а какая гармония со стрессом?

Тем более, что бегло оглядев список знаменитых зданий культуры, видно, что все они имели характерное выпадение из сроков строительства и рамок бюджета. Знаменитый Сиднейский оперный театр подорожал во время строительства с первоначальных семи миллионов австралийских долларов аж до ста двадцати (с учетом инфляции конечная сумма примерно 650 млн евро). Да и строили его 14 лет вместо запланированных четырех. Или вот чуть менее знаменитая Аудиторио-де-Тенерифе, творение Сантьяго Калатравы, стоила в итоге 72 миллиона вместо 30. Но то ведь австралийцы да испанцы, скажет читатель, а вот такого от немцев не ожидали.

Если вкратце, то вот тебе размах “трагедии”:

– В 2001-м году был официально принят концепт здания.

– В 2005-м утвержден проект и бюджет – 94,7 млн евро из которых 77 млн перенимал муниципалитет (налогоплательщики).

– В 2007-м закладка первого камня. Генподрядчиком назначена крупнейшая немецкая строительная фирма Hochtief. В контракте была прописана сумма штрафа за срыв сроков – 200.000 евро в день. Дедлайн (слово-то какое) – 2010-й год.

– До 2013-го года строительство катапультировало стоимость проекта на сотни миллионов долларов. Стройку тормозили судебные процессы между генподрядчиком, архитекторами и финансистами, а так же придирки проверяющих инстанций.

– В 2013-м году новый бургомистр Гамбурга перемешал карты заново и конфликтующие стороны заключили новый контракт. Официальная стоимость филармонии была закреплена на потолке 866 миллионов евро, из которых 789 легли на плечи горожан.

– В январе 2017-го чепчики в воздух, смычки на струны – филармония наконец-то открылась.

Первым предложил построить концертный зал в пустующей коробке бывшего склада “Keispeicher A” гамбургский архитектор Александр Жерар. В промышленном районе, посреди акватории порта и складских кранов Эльбская филармония должна была по замыслу архитектора открыть еще одну сердечную камеру города – культурную. Видимо статусу Гамбурга, города, чьи бары открыли всему миру начинающих “битлов” и других суперзвезд современной музыки, этого было мало.

А потом был придуман концепт нового района Хафен-Сити, которому понадобился многомиллионный символ нынешнего столетия. Архитектурный символ, превращающий крупный город в мировую метрополию, ставившую ее в один ряд с Дубаем, Шанхаем, Лондоном и Москвой. Статусному зданию статусные архитекторы. Такими стали швейцарцы из знаменитого бюро Herzog de Meuron.

Построенная в шестидесятых годах прошлого века на 1111 бетонных плитах кирпичная коробка бывшего кофейного, табачного и чайного склада (1) была расчищена до стен, а на ее плечи был водружен гигантский стеклянный фасад-парус (2), состоящий из 2200 окон, каждое из которых индивидуальной формы и стоило около 72.000 евро.

Внутри склада разместили парковку на 433 автомобиля (четыре евро в час) (13) и Kaistudio (9)- репетиционный зал.

По дагонали кирпичной коробки ведет самый длинный (82 метра) эскалатор в западной Европе (3) (чуть не забыл слово “западный – меня бы питерцы и остальные россияне распяли) на обзорную площадку Plaza (4). Плаза находится на восьмом этаже 26-этажного здания. Выше располагается главный концертный (5) зал на 2100 мест.

Западная, самая высокая часть (110 метров) стеклянного фасада отдана под 45 частных аппартаментов (12), среди которых четыре двухэтажных пентхауса площадью 400 квадратных метров, каждый со своей сауной, ванной из каррарского мрамора и золотой сантехникой, фитнес-залом, потрясающим видом на порт и город и стоимостью 12 миллионов евро. Торопитесь, три из них пока свободны.


Фото взято с сайта https://www.engelvoelkers.com/de-de/hamburg/projekte/elbphilharmonie/


Фото взято с сайта https://www.engelvoelkers.com/de-de/hamburg/projekte/elbphilharmonie/

Восточная часть, обращенная “задницей” к Хафен-Сити на тридцать метров ниже. Здесь находится отель The Westin Hamburg (11) на 244 номера и спа на 1300 квадратных метрах. Меня всегда интересовало, как это жить за тоненькой стеночкой от органа и оркестра, не падают ли картины со стен, когда ебашит контрабас, но получить опыт пока будет трудновато, номера очень быстро раскупаются.

Я был в Гамбурге за неделю до открытия филармонии. Но даже если бы и успел в срок, мне понадобилось покупать билеты за год вперед. На ближайшие полгода билеты на все концерты раскуплены – нужно подождать пока сойдет первый хайп. Билеты, кстати, по милосердным ценам – в среднем 50-70 евро за возможность послушать музыку в одном из чудес света. Вот так выглядит главный концертный зал.

3.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Iwaan Baan.

Описание всяких приемчиков, по которым строители получили уникальную акустику, довольно сложное для людей в предмете несведущих. Могу только сказать, что над акустикой зала работал японец Ясухисо Тойота, который считается гуру в этом деле. В стенах проложили 10.000 гипсоволокнистых листов, проводящих звук, а орган весит 25 тонн и стоит 2 миллиона евро. После первого концерта в сети можно было прочесть много восторженных комментариев по поводу звука, которым противоречили критические, утверждающие, что хвалебные комментарии пишут люди не понимающие ничего в акустике и яростно хлопающие от радости, что во время вступления контрабаса им на головы не упала крыша.

Поэтому мне довелось лишь оглядеть обзорную площадку – плазу.

Вход на нее бесплатный, но так как количество посетителей ограничено, нужно наперед взять в кассе бесплатные талончики. Либо заказать по интернету, но это уже стоит 2 евро. Интересно, что в кассу непосредственно филармонии за талончиками выстраивается большая очередь.

В то время как в здании рядышком есть информбюро, где можно получить тикет без всякой очереди. Калькулируй примерно полчаса ожидания и в путь.

Как тебе читалось выше, на платформу ведет эскалатор – едешь минуты четыре, редко где в немецком метро получишь такой икспириенс.

Площадка конечно шикарная – просторная, широченная, огибающая здание на все 360 градусов, вот только вид скучноват, да и высоты 37 метров маловато, чтобы достойно оглядеть окружающий мир.

Лучшим получается вид на акваторию порта.

А Хафен-Сити без обещанных в будущем небоскребов с этой точки смотрится пока не так впечатляюще.

Еще небольшая площадка есть в Sky Lounge на самой крыше. Правда здорово? Жаль, что доступ туда имеют лишь владельцы апартаментов.

17.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Iwaan Baan.

На плазе есть несколько кафе и пивной ресторан, который носит имя знаменитого пирата Клауса Штёртебекера

После визита на первый концерт филармонии всей политической элиты Германии, включая и Меркель, гамбургские газетчики шутили, что в последний раз Гамбург собирал такой бомонд аж в 1401-м году, когда в город съехалась публика такого высоко сословия на казнь именно Штёртебекера.

Сама атмосфера Плазы мне показалась скомканной из-за такого большого наплыва людей. Потолок хоть и новомодно сложновыеб заумный, все же низковат, а пространство плохо освещено, оттого и выглядит мрачноватым. Архитекторы непременно хотели выложить плазу красным кирпичом, чтобы оставались ассоциации с со старым складом. Мне не понравилось.

Еще покритикую, в принципе за такие деньги филармония со всех сторон должна выглядеть богемно, но с восточной части, то есть с жопы, выглядит амбаром.

С других ракурсов конечно все отлично и статусно. Особенно, если поймать в отражении фасада игру солнца на водной глади.

25.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Maxim Schulz.

26.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Maxim Schulz.

27.
Фото взято с сайта https://hqroom.ru/mnogofunktsyonalnyi-kompleks-elbphilharmonie-v-gamburge.html. Фотограф Maxim Schulz.

28.
Фотограф Uli Seitz.

Церемония открытия на видео. Кто дочитал, может и досмотреть.

А фотографу остается только порадоваться, что даже если здание получилось объективно не фонтан (все равно стерпится-слюбится), наконец-то исчезли вечные строительные краны с одной из самый красивых фото-точек города.

Официальная страница филармонии здесь
Официальный фейсбук здесь

Источники:
http://vokrugplanetu.ru/dostgerman/gamburgskaya-filarmoniya-na-elbe-hram-muzyki-s-intriguyushhej-istoriej.html
http://zagranportal.ru/germaniya/dostoprimechatelnosti-germanii/gamburgskaya-filarmoniya-na-elbe.html
http://style.rbc.ru/view/art/587749449a794735f895b3c9
http://www.classicalmusicnews.ru/articles/hamburg-phil-dolgostroi/
http://strelkamag.com/ru/article/hamburg
http://morseanen.livejournal.com/164383.html
http://wmuseum.ru/germaniya/544-hudozhestvennyy-muzey-kunsthalle.html

Ссылка на основную публикацию