Радиация в самолете во время полета

В современном мире люди привыкли экономить свое время. Вместо путешествий на поезде или автомобиле, они отдают предпочтение перелетам на воздушных суднах. Это значительная экономия личного времени. Но так ли этот выбор безопасен для здоровья человека?

Вредно ли летать на самолете: последствия облучения

Радиация в самолете во время полета постоянно находится в предельно допустимых значениях. На борту встроены специальные датчики, которые улавливают малейшие изменения этих показателей.

Важно! Согласно инструкции пилота воздушного судна при повышении уровня радиации, ему необходимо снизить высоту полета.

Доза облучения при каждом авиаперелете равна дозе, которую получают при прохождении рентгена. Эту процедуру выполнял каждый человек 1-2 раза в год. Поэтому врачи рекомендуют воздержаться от частых полетов.

Исключение составляют работники воздушного судна: бортпроводники, пилоты, технический персонал. Они практически постоянно находятся под воздействием негативного излучения. Поэтому им приходиться проходить медкомиссию каждый раз, приходя на работу.

Врачи не рекомендуют летать с детьми. Их организм еще не может бороться с радиацией. Беременным также лучше воздержатся от полетов. Изменение радиационного фона негативно сказывается на здоровье мамы и ее будущего малыша.

  • физический износ организма за короткое время;
  • развитие онкологических заболеваний;
  • нарушение работы сердечнососудистой системы.

С такими заболеваниями в реальной жизни может столкнуться каждый. Но риск их развития велик у тех людей, которые постоянно находятся под воздействием радиации.

Уровень радиации в полете

Авиалайнеры совершают полеты на разных высотах. Для этого в воздушном пространстве каждого государства предусмотрены специальные коридоры. Как правило, рейсы с большей протяженностью выполняют на более высоких высотах. Этот факт негативно влияет на здоровье пассажиров и членов экипажа.

Связано это с тем, что чем больше высота полета, тем меньше активность защитной оболочки земного шара. Радиоактивный фон увеличивается. В результате этого люди, летевшие в самолете, получают определенную дозу облучения.

Причины радиации:

  • космическое излучение;
  • воздействие солнечных лучей;
  • попадание воздушного судна в грозовое облако.
Научный факт! Во время грозы происходит большой выброс гамма-лучей. Вспышки этого природного явления настолько сильны, что способны «ослеплять» световые детекторы воздушного судна.

При попадании лайнера в грозовое облако, каждый находящийся на нем человек получает дозу облучения. Ее показатель равен облучению при прохождении томографии.

Аналогичная ситуация с солнечной активностью. При выбросах и вспышках на солнце радиоактивное излучение этой планеты превышает предельно допустимые показатели в несколько сотен раз.

В самолете от такого негативного воздействия никуда не спрятаться. Авиалайнеры не оборудованы специальным покрытием, которое бы отражало радиацию. На их борту имеются приборы, которые контролируют ее показатель. Если она превышает допустимые нормы, звучит сигнал.

Интересно! Медицинские исследования в области воздействия радиационных лучей на организм человека во время полета проводятся регулярно. Согласно проведенным испытаниям было доказано, что облучение при перелете на самолете в несколько раз меньше дозы радиации, которую человек получает ежедневно.

Не смотря на научно доказанный факт, существует большое количество мнений. Они схожи в том, что постоянно летать на самолетах вредно для здоровья. Доза облучения увеличивается с каждым километром.

Что влияет на величину дозы радиации во время полета на самолете?

  1. Высота над уровнем моря.Чем выше крейсерская высота полета, тем выше доза облучения.
  2. Время в пути. Чем дольше по длительности перелет, тем выше суммарная доза накопленной радиации.
  3. Широта. Маршруты перелетов вблизи полюсов связаны с повышенным риском получения высокой дозы облучения, по сравнению с полетами возле экватора.
  4. Гроза. Попадание в грозовой фронт увеличивает суммарную дозу радиации. Так как вспышки молний являются источником Гамма-излучения.
  5. Вспышки на солнце. Солнечные бури способны кратно увеличить величину излучения во время полета.

Какая радиация в самолете?

Самой критичной считается высота 12 000 км. На ней человек получает дозу радиации мощностью 3,5 мкЗв/ч. При этом предельный показатель облучения человека не превышает 0,1-0,2 мкЗв/ч. На высоте 8500 м воздействие радиоактивных лучей снижается. Человек получает облучение мощностью до 2 мкЗв/ч. Этот показатель также негативно сказывается на его здоровье.

Последствия

Специалисты считают более опасными маленькие дозы облучения длительного действия, чем кратковременные в большом количестве.

Из исследований доказано, что кратковременные дозы при перелетах меньше, чем ежедневные природные облучения на земле, особенно в высокогорье.iFrame

Так как повышенное излучение возникает при солнечной активности и грозах, все авиакомпании следят за прогнозами и выбирают более низкие высоты для полетов при необходимости.

Удаленность маршрута от полюсов тоже имеет значение. На экваторе защитная оболочка атмосферы намного больше, чем на полюсах. Это также учитывают при планировании перелетов.

При частых полетах происходит постоянная смена часовых поясов. Это более серьезная проблема, чем небольшие облучения. Также организм постоянно находится в состоянии стресса и нагрузок при таком ритме жизни. Для предотвращения серьезных заболеваний после авиарейсов нужно отдыхать в течение нескольких часов.

Волноваться о вреде радиации на высоте не стоит, тем более при редких полетах во время отпуска. Лучше проконсультируйтесь с врачом перед перелетом по поводу общего состояния сердечно-сосудистой системы, которая больше всего страдает от перепадов давления. А на последних сроках беременности лучше в принципе не пользоваться авиационным транспортом.

Как снизить вредное воздействие радиации от полета?

  1. Отдавайте предпочтение перелетам на короткие дистанции (1-3 часа).
  2. Выбирайте рейсы и направления вблизи экватора и подальше от северного или южного полюса.
  3. Не летайте после тяжелой болезни и при ослабленном иммунитете. Иммунитет наша единственная защита от свободных радикалов, если он не работает — урон для здоровья может быть фатальным.
  4. Желательно отказаться от полетов на год-два после КТ (компьютерной томографии). Дело в том, что доза радиации, полученная во время КТ, равна 3-5 годовой дозе излучения из естественных источников.
  5. Старайтесь кушать много свежих фруктов, овощей, ягод, орехов и семян после длительных перелетов. Это поможет быстрее вывести радионуклиды.
  6. Если полет все же отменить нельзя, старайтесь пить много воды, желательно минеральной и без газа.

Популярные мифы

Самой распространенной считается легенда о получении колоссальной дозы облучения при регулярных полетах на самолетах. В опровержение этого можно сказать, человек, находясь в небе на предельно допустимой высоте, получает практически аналогичную дозу радиации, что и в повседневной жизни.

Угроза здоровью появляется в том случае, если пилот самолета игнорирует сигналы дозиметра. Он не снижает высоту, а также не предупреждает пассажиров о повышении дозы радиации.

Еще один миф: нужно летать в ночное время суток, чтобы избежать негативного воздействия солнечного излучения. В космическом пространстве вспышки на солнце проявляются не только днем, но и ночью. Негативное излучение будет одинаковым в любое время суток.

Общие советы

Если нет альтернативы полету на самолете, перед ним нужно проконсультироваться с врачом. Многие люди страдают от перепадов давления. Из-за космического излучения на большой высоте симптомы усугубляются.

Также беременным нужно проконсультироваться с гинекологом. Как правило, врачи запрещают женщинам совершать полеты уже на 8-ом месяце беременности.

Ссылка на основную публикацию